Воскресенье, 19.05.2024, 13:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Литература » 8 класс

Проблема образования и гражданственности в литературе и в жизни (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Организационный  момент

Инсценировка учащимися фрагмента комедии «Недоросль»

Из какого произведения вы только что увидели фрагмент? Каких героев узнали? О каком герое вам хотелось бы поговорить? Почему? Какое название можно дать фрагменту? («Урок Митрофанушки») Почему Митрофанушка ведет себя так грубо, развязно? Можно назвать это проблемой? Сформулируйте тему урока! Верно! Только звучать она будет так

Тема урока: Проблема образования и гражданственности в литературе и в жизни (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Цель урока: рассмотреть, как формируется чувство гражданственности через художественное произведение, где основной проблемой является образование и воспитание.

Задачи урока: 1)Сформировать понятие философского смысла гражданственности и проблемы  образования как одной из актуальных проблем современности.

2)Развить аналитические умения сопоставлять, анализировать, систематизировать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательная задача: формирование чувства гражданственности, совести, чести, долга, взаимопомощи

Эпиграф:

«Воспитание начинается с колыбели»

В.А.Жуковский

Давайте определим ряд педагогических терминов.

-Что вы понимаете под словом Образование?

Образование – обучение,  просвещение. Совокупность знаний, полученных специальным обучением.

-А что включает в себя обучение? Обучают как? Воспитывая.

Обучение + Воспитание = образование

-А что тогда такое Воспитание?

-А какие навыки качества Вам прививает семья школа?

Воспитание

 

 


Скромность   Доброта    Помощь   Совесть    Честность    Трудолюбие

 

 

-разбейте по составу слово целенаправленная, что получится? Воспитание имеет цель. Воспитание должно быть направленно! Куда? (на получение какого-то результата) 

Но чтобы от цели прийти к результату, необходимо предпринимать какие-то действия. Как вы думаете, чтобы воспитать человека, кроме цели, что ещё необходимо перед собой поставить, создать? (Задачи, программу,- обеспечить процесс воспитания)

 Цель воспитания                                       Г

                                                                р

 Программа воспитания                               а                                                                                                    

                                                                ж                          

 Процесс воспитания                                  д                                      

                                                                а                                 

  Результат воспитания                               н                                     

                                                                и

                                                                                                                н 

-А для чего все это: Образование; воспитание? (………..)- кого называют гражданином?

Скажите на кого направлено воспитание в комедии «Недоросль»? (на Митрофана)

-А вот как этот процесс воспитания протекает вы скажите сами, поработав в группах, поработав с текстом. (систематизируя домашнее задание) 

Вопросы

I.Группа

1. Грамотны ли Простакова и Скотинин?

2. Как относились к образованию в их семье?

3. Почему обучается Митрофан?

II. Группа

Дополняют( индивидуальные карточки).

III. Группа 

1.Чему и как обучался Митрофан?

2.Воспитан ли Митрофан?

3.Как он относится к учению, к учителям?

Результат! Какие качества воспитывались у Митрофана?

 

Воспитание Митрофанушки  

 

Эгоизм            грубость       невежество             лень            тупость

 

-Можно назвать такого человека, как Митрофан, гражданином? (обсуждение)

-А можно ли было воспитать по-другому? Как? 

Перевоспитать!?

Самовоспитание!?

Обсуждение

В своей жизни, ребята, вы встречали людей, подобных Митрофанушке? А в нашей школе есть Митрофанушки? А среди вас?

(Я считаю, в каждом из нас есть частичка Митрофанушки)!

-Ну, а что делать, как от них избавиться? Ведь Митрофанушка Митрофанушке рознь, кто-то расстается с качествами Митрофанушки, а некоторые остаются Митрофанушками на всю жизнь

Творческое задание 

Что нужно делать, как решить проблему образования и воспитания?(работа в группах)

Выслушиваем группы, задаем друг другу вопросы

 Вывод: проблема вечна, но, тем не менее, школа ведет борьбу - воспитывает Митрофанушек, родители занимаются воспитанием. А государство?  

Рефлексия: О чем заставил меня задуматься сегодняшний урок?

Что я открыл в себе, в тексте, в окружающих?

К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Домашнее задание по группам

1.Написать сценарий фильма о современном  Митрофане

2.Составить памятки о том, как вести себя в школе

3.Написать небольшое сочинение на тему « Выйдет ли из Митрофана достойный гражданин своего отечества?»(опираясь на вопросы и задания на стр. 182 учебника)

Категория: 8 класс | Добавил: Marina1971 (28.01.2013)
Просмотров: 2321 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны © 2024