Воскресенье, 19.05.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Литература » 10 класс

Нравственный уровень драмы А.Н. Островского “Бесприданница”

Тема урока: «Нравственный уровень драмы А.Н. Островского "Бесприданница”».

 

Аудитория: 10 класс.

 

Стратегическая цель урока: обучение анализу и интерпретации текста.

Цель урока: проследить, в чем нравственный выход человека, оказавшегося в безнравственной ситуации.

Задачи урока:

Раскрыть понятие искушения:

1)    через аналогию с масленичным кругом;

2)    с точки зрения христианской морали (соотнести финальную сцену «Бесприданницы» с христианским пониманием искушения).

 

Наглядность:

На доске картины известных художников Б.М. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Эпиграфы современных критиков:

1.«Во всем этом – и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство» (В.Я. Лакшин).

2.«Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы…» (Ю.В. Лебедев).

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

2. Слово учителя о целях и задачах урока и в целом о работе по плану.

План урока.

1) Что мы знаем о празднике Масленица.

2) Интерпретация пьесы «Бесприданница» через масленичный круг.

3) Интерпретация пьесы «Бесприданница» с точки зрения христианской морали.

 

I часть урока.

Сегодня на уроке мы проведем небольшое исследование или интерпретацию текста через масленичный круг (из опыта работы Л.В. Камединой «Обретая смысл заново»). Для этого вспомним с уроков МХК, что вы знаете о Масленице. Слушаем рассказы, подготовленные учащимися, о Масленице и по ходу их ответа кратко конспектируем в тетрадь (составляем план Масленицы).

- Что у вас получилось?

(Учащиеся зачитывают свои планы-конспекты и дополняют их ответами других учащихся).

Учитель открывает одну половину доски, где заранее записан план-конспект Масленицы. Учащиеся сверяют, дополняют.

Делаем вывод: что такое Масленица?

- Языческий (нехристианский) праздник. Греховный, бесовский. Кому поклонялись древние славяне? – Идолам.

Песни, пляски, обжорство, пьянство, беспамятство сопровождают Масленицу. Она крутит всех. Но, после «опускания» в преисподнюю, человек обязательно должен встретить благовест, вернуться в мир Божий, очиститься и переродиться (это сжигание чучела).

Из масленичного круга нужно выйти, в нем нельзя остаться.

 

II часть урока – интерпретация пьесы «Бесприданница» через масленичный круг.

1.     Вспоминаем, что такое интерпретация.

2.     Слово учителя.

3.     Работаем с текстом, находим элементы Масленицы в драме.

 

Слово учителя об А. Островском как основателе первого в России народного театра. Характерными элементами этого театра являлся юмор, пестрый язык, запутывания, шутовство, переодевания. Это театр жестов, громкого диалога, удалой песни и пляски, разгула.

Учащиеся зачитывают свои ответы, подтверждают их текстом, анализируют.

Учитель открывает вторую половину доски, учащиеся сверяют свои ответы и дополняют. Учитель дополняет свои ответы на доске.

В результате получается следующая картина:

 

«Масленица»

«Драма "Бесприданница»

1.     Языческий праздник.

2.     Зазывание Масленицы.

3.     Встреча Масленицы.

4.     Пьянство, обжорство, лакомка, разгул.

5.     Широкий четверг.

6.     Балаганы. Цыгане.

7.     Переодевания. Ярмарка, базар.

8.     Тещины вечерки.

9.     Катание на тройках.

10.           Проводы Масленицы. Очищение.

1.   Ожидание Паратова.

2.   Встреча Паратова.

3.   Зазывание женихов.

4.   Начало разгула у Огудаловых (Воскресенье. День рождения Ларисы).

5.   Пирушка (обед у Карандышева).

6.   Потехи над Карандышевым. Шутовская свадьба.

7.   Переодевания Карандышева.

8.   Катание на параходе.

9.   Разрыв с Паратовым.

10.           Смерть Ларисы. Очищение.

 

 Вывод. Все элементы Масленицы (обжорство, гуляние, пьянство, шутовство и др.) находим в пьесе А. Островского «Бесприданница». Действие пьесы замкнуто в круг, в котором «бьется» героиня, как птица в клетке, и выхода для себя не находит.

- Вспомните, какой герой все ездит, ездит по кругу? (Чичиков).

Следовательно, Лариса погибает потому, что не может выйти из этого круга (бесовского круга). Бесовская сила завораживает и уничтожает. Лариса понимает, что очищение не произойдет и перерождения не будет. Она остается

в бесовском кружении и погибает (как погиб Хома Брут, и круг не спас грешника). Для Ларисы не наступает благовеста.

                    (Звучит романс на слова Баратынского)

 

III часть урока.

Есть и другая точка зрения – христианская мораль.

Очень много споров возникает с финальной сценой (прочитаем последние слова Ларисы)

(Стихотворение читает подготовленный ученик. А лучше – посмотреть финальную сцену из фильма Э. Рязанова «Жестокий романс»).

- Может, Лариса все-таки выйдет из масленичного круга?

Островский, как и все русские классики XIX века, верен христианской традиции. Поведение, поступки своих героев он обязательно соотносит с моральными принципами православия.

Работа с эпиграфами:

- Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского? (обсуждение)

- Какой смысл имеет название пьесы? Социальный или духовный? (ответы учащихся)

- Да, социальные причины способствовали трагической развязке истории Ларисы Огудаловой. Но сам Островский исследует, прежде всего, трагедию талантливой личности, а не девушки без приданого.

-Что привлекает в Ларисе окружающих? (красота, музыкальные способности, простота). Однако, красота Ларисы имеет некоторый изъян (это красота теряющей веру души).

- Случаен ли у Островского романс «Не искушай меня»? (нет).

- Что такое искушение?

- Чем пытаются соблазнить Ларису?

- А чем она соблазняется? (искренностью слов Паратова, поверила в любовь, что еще может быть счастлива).

- Кем является для нее Паратов? (идеалом).

- Заканчивается ли Искушение для Ларисы признанием Паратова?

- А как православие определяет искушение? (искушение – добро, через него укрепляется вера. Это испытание веры).

- Читаем еще раз последние слова Ларисы.

- Обретает ли душа Ларисы утерянную веру, когда она всех прощает?

 

Вывод. Выстрел Карандышева – это для Ларисы естественный выход. Ее душа по-прежнему чиста. Уходя из жизни, она всех, кто ее продавал, прощает. Она умирает со словами любви, таким образом осуществляется ее мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала.

 

Д/з: Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему люди грешат? Как можно искупить свой грех?»

 

Категория: 10 класс | Добавил: Marina1971 (28.01.2013)
Просмотров: 2211 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны © 2024