Воскресенье, 19.05.2024, 13:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Русский язык » 6 класс

Употребление глагола в речи

Тема урока: «Употребление глагола в речи».

 

Цель урока: развитие выразительности, правильности речи, чувства прекрасного.

 

Задачи урока:

1.     Познакомить учащихся с выразительными возможностями глагола.

2.     Формировать умение использовать глаголы в речи.

3.     Формировать умение строить текст, в основе которого лежит повтор.

 

Проблема:  бедность и невыразительность речи учащихся.

 

Проблемный вопрос: какова роль глагола в речи?

 

Тезис:  «Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – все в действие придет:

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады, и хлеб в полях растет».

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

 

2.

1) Учитель зачитывает высказывание.

    «Самая огнепышущая, самая живая часть речи. В ней струится самая алая, самая светлая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение ее – выражать само действие!» (А. Югов)

    Определите, о какой части речи говорит писатель?

 

2) Вспомните, что вам известно о глаголе?

 

3) А знаете ли вы, как появилось название этой части речи?

    (Буква «Г». Но еще полтора века назад она называлась «глаголь», т.е. «говори». Отсюда слово «глагол» означало «слово, речь»).

 

4) Постановка проблемного вопроса.

- По подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А. Н. Толстой утверждал: «Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

- Вот и мы с вами сегодня на уроке будем учиться правильно употреблять глаголы в речи, использовать выразительные возможности глагола.

 

Тема урока: Употребление глагола в речи.

Цель урока. Тезис.

 - На какой вопрос мы должны будем ответить в ходе урока?

 

5) Работа по теме урока.

Задание № 1.

Опишите свой день с помощью глаголов.

Вывод: глагол помогает передать движение.

- Но давайте вернемся к изображению буквы «глаголь». Как вы думаете, что зашифровано в нем?

(В центре всего – человек, именно ему принадлежит решающая роль в растительном и животном мире).

- Человек может говорить, ему легко сказать, прокричать, прошептать, сообщить, промолвить. Ведь человеческая речь – это важнейшее достояние цивилизации.

- А что же могут сделать животные?

 

Задание № 2

«Как говорят животные и птицы» (учитель раздает карточки).

- Подберите к данным названиям птиц и животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые.

Вывод: глаголы помогают услышать звуки мира.

 

Задание № 3

- А могут ли глаголы указывать на определенные цвета? (работа в группах)

Физкультминутка: произвести всевозможные движения (звучит музыка Чайковского «Вальс цветов».

- Дописать текст, используя глаголы со значением цвета

         ( см. Приложение №1)



 

Обсуждаются все варианты текстов.

 

Задание № 4

Природа всегда покоряет наши сердца. Покоряет красотой. Покоряет совершенством. Покоряет вседоступностью и открытостью. Покоряет незащищенностью и гармонией.

- Случаен ли повтор глагола «покоряет»? Что выражается таким образом?

Закончите сочинение-миниатюру, основным средством в котором является повтор.

Каждый из нас рано или поздно задумывается о смысле своей жизни. Мне кажется, что ответов на этот вопрос может быть множество.

Живем, чтобы творить добро..

Живем, чтобы…

Живем, чтобы…

Живем, чтобы…

 

Вывод: Глаголы в речи помогают передать движение, увидеть цвет, услышать звуки мира, привлечь внимание к сказанному или написанному.

 

Рефлексия.

Выразите свое отношение к уроку, используя глаголы.

 

Домашнее задание (разноуровневое).

1. Упр. 522, с.173.

2. Учебник лит-ры, с.270 – выписать глаголы, обозначающие цвета и звуки.

3. Написать грамматическую сказку о глаголе.

 

 

Приложение №1.

       Приснился мне чудный сон. Необыкновенная цветочная поляна.

       Смотрю и глазам своим не верю. Вот, горделиво вздымаясь к солнцу,…….. нарциссы. А рядом с ними ……..покрытые капельками росы розы. Налево ………. очаровательные колокольчики ……… , навевая сладкие воспоминания, ромашки. Трепетно ………. маки.

       Всматриваюсь в дальний угол поляны и вижу: словно отблеск зари, ………, клевер. Ярко …… трава, а на ней ………. всеми оттенками красок собранные таинственной силой прекрасные цветы. Жаль, что такое бывает только во сне.

 

 Примерные ответы

 

1. раскинулись                      

2. краснеют

3. синеют

4. белеют

5. желтеют маки

6. розовеет

7. зеленеет

8. красуются

Категория: 6 класс | Добавил: Marina1971 (27.01.2013)
Просмотров: 6522 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны © 2024