Тема урока: «Деепричастный оборот в
рецептах о здоровой и вкусной пище»
Тип урока: ознакомление с новым материалом на основе имеющихся знаний.
Цель урока: создать на
уроке атмосферу доброжелательности и сотрудничества; включить в познавательную
деятельность всех учащихся, отрабатывая практическое умение находить
деепричастные обороты
Задачи урока:
- образовательные:
·
дать понятие о деепричастном обороте;
·
формировать умение нахождения деепричастий в тексте;
·
выработать умение видеть деепричастия в предложениях
- развивающие:
развивать у
учащихся навыки коммуникативного общения на уроке, развивать у учащихся разной степени обученности и обучаемости
самостоятельность и личную активность при углублении знаний и закреплении
материала;
способствовать
развитию быстроты реакции, внимания,
памяти, мышления, речи
- воспитательные:
воспитывать уважение к уроку и
предмету в целом;
воспитывать бережное отношение к пище (с
помощью использованного на уроке материала)
Оборудование урока:
- экран
- ноутбук
- проектор
- CD-диск с
презентацией по теме урока
- индивидуальные
карточки с заданиями
- тетради
- учебник под ред.
С.В. Львовой «Русский язык. 6 класс», М.: «Дрофа» - 2009.
Ход урока
Организационный момент.
I. Фаза вызова
Учитель: - Знаете,
мне сегодня утром довелось услышать
астрологический прогноз. Астрологи обещают удачу для всех знаков
зодиака. Но…., если они приложат чуточку усидчивости. Я надеюсь, вы знаете,
какой ваш знак?
- А вы любите
вкусно покушать?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровой и вкусной
пище.
- Что вы понимаете под словами здоровая, вкусная пища?
- Как можно приготовить вкусное и полезное блюдо? Что
нужно знать? (ингредиенты)
- Значит будем совмещать полезное со вкусным, т.е. будем
учиться получать новые знания и вкусно готовить.
- Записываем в тетрадях число.
- Напомните мне, о чем мы говорили на предыдущих уроках?
- Выясним, что
обозначает слово ингредиент (это
составная часть чего-нибудь). Итак, в приготовлении блюда – ингредиенты? (продукты), а при нахождении деепричастий
в тексте – ингредиенты? (морфологические
признаки).
- Вспомним
ингредиенты деепричастия.
Разминка
«Веришь ли ты?»
(Если да – верите, то вы сидите, если нет – то встаете)
o
Верите ли вы, что деепричастия своим внешним видом похожи
на прилагательные? (Нет, они совмещают признаки глагола и наречия)
o
Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом?
(Нет, они образованы от глагола и обозначают дополнительное значение к основному значению глагола).
o
Верите ли вы, что деепричастия могут быть настоящего и
прошедшего времени? (Нет, у деепричастий нет времени).
o
Верите ли вы, что деепричастие имеет признаки глагола?
(Да, вид, возвратность, переходность).
o
Верите ли вы, что деепричастия способны иметь при себе
зависимые слова? (Да).
o
Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам,
числам и падежам? (Нет, деепричастие – неизменяемая форма глагола).
o
Верите ли вы, что деепричастие с зависимым словом есть
деепричастный оборот? (Да, нет) Почему? (Не знаем, не изучали).
- Что услышали
нового о деепричастии? (деепричастный оборот).
- Сформулируйте
тему урока, включая слова рецепты о
здоровой и вкусной пище?
Деепричастный
оборот в рецептах о здоровой и вкусной пище.
II. Фаза осмысления
- Что нужно
выяснить? (что такое деепричастный оборот)
- Отличительный
признак деепричастия как части речи? (суффиксы).Запись суффиксов у доски и в
тетрадях.
- Что вы уже знаете
о деепричастном обороте? (деепричастие с зависимым словом или словами)
Проверка домашнего
задания.
(Принести самые
вкусные рецепты семьи, например «Вкусные и здоровые рецепты семьи Бурмистровых»
и т.д.)
- У всех есть
рецепты? Я вам тоже приготовила рецепты.
Задание. Выпишите
деепричастие с зависимыми словами (обратите внимание на знаки препинания).
Задание. Выпишите
деепричастие с тем словом, от которого оно зависит.
(Часть учащихся работает с рецептами своей семьи (до
урока учитель проверил эти рецепты), остальные работают по карточкам, выданным
учителем, 1-й ряд (слабые учащиеся) работают с текстом на слайде - слайд 1).
- Проверяем задание
(частично).
- Кто не справился
с заданием? Кому было трудно?
- Составьте и запишите
ингредиенты для деепричастного оборота.
(В случае
затруднения, обращаемся к учебнику: стр. 42, § 41)
- Проверяем (слайд 2)
Вывод: деепричастный
оборот – это деепричастие с зависимым словом, на письме деепричастные обороты выделяются
запятыми
- Что было
необычного в рецептах, которые я раздала вам для работы?
(рецепты
приготовления мальчиков и девочек)
- Это рецепты
людоеда
- Страшно?! То-то
же!
Учитель рассказывает о детском писателе Г. Остере и его
книге «Рецепты здоровой и вкусной пищи людоеда» (слайд 3)
- Кто не справился
с заданием, возвращаются к своим рецептам и работают,
(Остальным ребятам
учитель раздает карточки «рецепты людоеда», для желающих текст на слайде (слайд 4), находят деепричастия и деепричастные обороты).
Сильные учащиеся (4
человека) работают отдельно, составляют рецепт на скорую руку (чтобы покушать
сейчас), употребляя деепричастия и деепричастные обороты.
Учитель выборочно
проверяет задание, помогает слабым.
- Слушаем рецепт на
скорую руку.
III.Рефлексия(слайд5)
Оценка.(слайд 6)
- В моем задании
зашифрована оценка вашей сегодняшней деятельности. Следуйте строго инструкции,
чтобы выполнить задание. Слова записываем в тетрадь. Что у вас получилось? (слайд 7). Чего не хватает в моей
записи? (запятых). Исправьте.
Д/з
1) Подарите свои
домашние рецепты друг другу с заданием выписать деепричастия и деепричастные
обороты.
2) Всем желающим
получить дополнительную оценку: § 41, упр 579.
|