Воскресенье, 19.05.2024, 13:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Русский язык » 5 класс

Тема урока: Правописание суффиксов чик – щик.

Тема урока: Правописание суффиксов  чик – щик.

Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора букв в орфограмме;

сформулировать умение работать с данной орфограммой;

расширить знания учащихся о языке;

воспитывать любовь к родному языку;

развивать монологическую и диалогическую речь.

Ход урока.

Этапы урока.

1.     Вводно-мотивационный этап урока.

Чтение отрывка из сказки А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Пятая планета оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. «Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво"- подумал Маленький принц. Он почтительно поклонился фонарщику.
        - Добрый день, почему ты сейчас погасил свой  фонарь?
        - Таков уговор. Каждый вечер зажигать, а каждое утро гасить фонарь. – Через минуту он снова зажег фонарь.

- Добрый вечер.

            - Зачем же ты снова его зажег?
        - Таков уговор. Я должен зажигать фонарь каждый вечер и гасить его каждое утро. Моя планета вращается все быстрее и быстрее, поэтому мне совсем  некогда отдыхать.

«Вот с кем я мог бы подружиться», - подумал Маленький принц.

- Почему Маленький принц хотел бы подружиться с фонарщиком, о каких качествах характера эта сказка?

- С какой целью фонарщик зажигал фонари?

- Ребята, а вы уже решили, кем будете, когда вырастите?

- Как звали того, кто зажигал фонари? Запишите это слово.

- Как будут называть рабочего, который занимается смазкой чего-нибудь? (смазчик) Запишите это слово.

- Слова  какой части речи вы записали? Охарактеризуйте  ( устный морфологический разбор).

- От каких слов образовались данные слова и при помощи чего?

- Что такое суффикс? Что обозначает в этих словах значимая часть слова? (суффикс обозначает человека по профессии или по роду занятий).

- Где было затруднение? (при написании). Задание одно, а выполняли по-разному. Почему так вышло? Чего мы не знаем? Сформулируйте тему урока и цели урока.

2. Операционно – содержательный  этап урока.

- Прочитайте слова, что они обозначают? (слова записаны на развороте доски)      

 

 

                  перебежчик                     танцовщик

                  разведчик                         фонарщик

                  летчик                               стекольщик

                  извозчик                            съемщик

                  разносчик                          гонщик

- Почему слова записаны в 2 столбика? Превратимся на время учеными и подумаем, когда будет писаться суффикс чик, а когда щик?

- Какие идеи есть?  Выдвигаем. Наблюдаем над языковым материалом. Ищем разгадку. (Дети выдвигают свои идеи).

- От каких слов образованы данные слова? Прочитайте первый столбик, орфографически вслушайтесь. Сформулируйте правило. (Учащиеся формулируют правило открытия нового знания)

- Ребята, а вы любите рисовать, давайте нарисуем звездочку? В центре напишем чик, дальше дети сами подсказывают учителю, где писать буквы. У нас получилась «запоминалка».

-  Какие же суффиксы вы напишите в словах фонарщик и смазчик? Почему?

- Есть ли еще орфограммы в этих словах? ( нужен или нет мягкий знак перед суффиксом – щик). Открыли стр.61,  параграф, (учебник под ред. С.В Львовой и В.В. Львова) прочитали, ответили.

Физкультминутка.

Словарная работа со словом компьютер. – Что такое компьютер?  Как называют человека, чья профессия связана с компьютером? Как вы думаете, какое слово пришло из английского языка и обозначало «вычислитель»? (компьютер). Докажите, что второе слово образовано уже в русском языке.

Индивидуальная работа с карточками, каждый учащийся объясняет, какой суффикс писать в слове.

Упражнение 532, стр. .

3.     Оценочно-рефлексивный этап урока.

Проверили выполнение упр. 532, поменявшись тетрадями  с соседом по парте, и  поставили друг другу оценку.(«5»- 7-8 слов; «4» - 5-6 слов; «3» - 4 слова; «2» - 1 – 3 слова).

- С помощью глаголов расскажите, чем вы занимались на уроке?

- Опишите именами  прилагательными,  какими вы были сегодня на уроке.

- Молодцы!

Д/з на выбор: создать свой способ запоминания данного правила;

 написать сочинение-миниатюру о профессии строитель, употребляя слова с суффиксами чик-щик;

выполнить упражнение №533.

 

Категория: 5 класс | Добавил: Marina1971 (06.06.2013)
Просмотров: 2278 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны © 2024