Тема урока: Правописание суффиксов чик – щик. Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора букв в орфограмме; сформулировать умение работать с данной орфограммой; расширить знания учащихся о языке; воспитывать любовь к родному языку; развивать монологическую и диалогическую речь. Ход урока.
Этапы урока.
1.
Вводно-мотивационный этап урока.
Чтение отрывка из сказки А.де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Пятая планета оказалась меньше всех. На ней только и
помещалось что фонарь да фонарщик. «Когда он зажигает свой фонарь - как будто
рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто
звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно,
потому что красиво"- подумал Маленький принц. Он почтительно поклонился
фонарщику.
- Добрый день, почему ты сейчас погасил свой фонарь?
- Таков уговор. Каждый вечер зажигать, а каждое
утро гасить фонарь. – Через минуту он снова зажег фонарь.
- Добрый вечер.
- Зачем же ты снова его зажег?
- Таков уговор. Я должен зажигать фонарь каждый
вечер и гасить его каждое утро. Моя планета вращается все быстрее и быстрее,
поэтому мне совсем некогда отдыхать.
«Вот с кем я мог бы подружиться», -
подумал Маленький принц.
- Почему Маленький принц хотел бы подружиться
с фонарщиком, о каких качествах характера эта сказка?
- С какой целью фонарщик зажигал фонари?
- Ребята, а вы уже решили, кем будете, когда
вырастите?
- Как звали того, кто зажигал фонари? Запишите
это слово.
- Как будут называть рабочего, который
занимается смазкой чего-нибудь? (смазчик) Запишите это слово.
- Слова
какой части речи вы записали? Охарактеризуйте ( устный морфологический разбор).
- От каких слов образовались данные слова и
при помощи чего?
- Что такое суффикс? Что обозначает в этих
словах значимая часть слова? (суффикс обозначает человека по профессии или по
роду занятий).
- Где было затруднение? (при написании).
Задание одно, а выполняли по-разному. Почему так вышло? Чего мы не знаем?
Сформулируйте тему урока и цели урока.
2.
Операционно – содержательный этап урока.
- Прочитайте слова, что они обозначают? (слова
записаны на развороте доски)
перебежчик танцовщик
разведчик фонарщик
летчик стекольщик
извозчик съемщик
разносчик гонщик
- Почему слова записаны в 2 столбика?
Превратимся на время учеными и подумаем, когда будет писаться суффикс чик, а
когда щик?
- Какие идеи есть? Выдвигаем. Наблюдаем над языковым материалом.
Ищем разгадку. (Дети выдвигают свои идеи).
- От каких слов образованы данные слова?
Прочитайте первый столбик, орфографически вслушайтесь. Сформулируйте правило.
(Учащиеся формулируют правило открытия нового знания)
- Ребята, а вы любите рисовать, давайте
нарисуем звездочку? В центре напишем чик, дальше дети сами подсказывают
учителю, где писать буквы. У нас получилась «запоминалка».
- Какие
же суффиксы вы напишите в словах фонарщик и смазчик? Почему?
- Есть ли еще орфограммы в этих словах? (
нужен или нет мягкий знак перед суффиксом – щик). Открыли стр.61, параграф, (учебник под ред. С.В Львовой и
В.В. Львова) прочитали, ответили.
Физкультминутка.
Словарная работа со словом компьютер. – Что
такое компьютер? Как называют человека,
чья профессия связана с компьютером? Как вы думаете, какое слово пришло из
английского языка и обозначало «вычислитель»? (компьютер). Докажите, что второе
слово образовано уже в русском языке.
Индивидуальная работа с карточками, каждый
учащийся объясняет, какой суффикс писать в слове.
Упражнение 532, стр. .
3.
Оценочно-рефлексивный
этап урока.
Проверили выполнение упр. 532, поменявшись
тетрадями с соседом по парте, и поставили друг другу оценку.(«5»- 7-8 слов;
«4» - 5-6 слов; «3» - 4 слова; «2» - 1 – 3 слова).
- С помощью глаголов расскажите, чем вы
занимались на уроке?
- Опишите именами прилагательными, какими вы были сегодня на уроке.
- Молодцы!
Д/з на выбор: создать свой способ запоминания
данного правила;
написать сочинение-миниатюру о профессии
строитель, употребляя слова с суффиксами чик-щик;
выполнить упражнение №533.
|