Тема
урока: Правописание слов с Ь и Ъ.
Цель учителя: создание условий для повторения и
обобщения сведений об употреблении ь и ъ
знаков.
Цель ученика: видеть отличие употребления ь и ъ
знаков; уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
Ход
урока.
1.
Вводно-мотивационный
этап урока
Учитель рассказывает притчу о мудреце и
лесорубе
Однажды
по лесу шел мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой
тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат
был очень невелик. «Что ты делаешь?» - спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!»
- сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет
гораздо быстрее,» - посоветовал мудрец. «Не мешай, мне некогда, мне работать
надо, » - ответил упрямый лесоруб.
- В чем смысл данной притчи? (Не так ли и мы,
торопясь сделать что-то, не думаем, как можно заточить наши инструменты ).
- Мы с вами, ребята,
продолжаем наше путешествие. По какому государству мы путешествуем? (
Лингвистика ).
- В каких странах этого государства мы побывали? (
Морфемика, лексикология, орфоэпия, орфография).
- В какой стране мы остановились? ( Орфография).
- Сегодня мы побываем в городе Алфавите. Скажите,
какие жители живут в этом городе? (Буквы).
На доске написаны буквы: б с в ч а д г ж с з т ъ ь г е. Задание: необходимо
вычеркнуть буквы парных согласных звуков.
- Какое слово получилось из оставшихся букв?
(Счастъье). – Как понимаете значение этого слова? Что значит быть счастливым? –
Что не так в этом слове? – Это, ребята, братья-двойняшки. – Встал выбор –
какой из двух знаков оставить? – Что мы должны вспомнить сегодня на уроке?
2.
Операционно –содержательный этап урока.
- Сформулируйте тему урока.
- Что нужно выяснить? Как вы будете выяснять?
– Какие знания нам понадобятся, чтобы сделать
правильный выбор?
- Какую же работу выполняют ь и ъ знаки?
- Мы будем работать в группах. В тетради начертите
линеечку, на которой оцените в конце урока работу группы и индивидуально каждого. ( превосходно,
отлично, хорошо).
- Обратите внимание на доску.
Работая в
группе: 1. Вы свободно обмениваетесь мнениями;
2. Вы
имеете право на ошибку;
3. Критика запрещается;
4. Вы уважаете мнение каждого ученика.
1 группа ( вспоминают )
Задание
№1.
Вспомните, какую роль выполняют ь и ъ знаки? Запишите! Вам помогут пословицы:
Любиш.
катат.ся, люби и саночки возит. .
Чтобы рыбку с.ест., надо в воду
лезть.
«Работа»
ь. «Работа» ъ.
1.
2.
3.
2 группа ( работает с
учебником )
Задание
№1.
Просмотрите 16 стр. 74-81 и составьте
его план.
«
Работа» ь .
«Работа» ъ.
План
1.
2.
3.
Задание №2 .Сопоставьте свои
записи с оглавлением учебника.
Задание №3. Оцените свою работу и
сделайте вывод!
3 группа ( работают с
примерами )
Задание
№1.
Прочитайте внимательно слова, определите, какую
работу выполняют ь и ъ знаки? Запишите выводы ( примеры
записываете ).
Ночь, строишь,
беречь, объяснение,
учиться, вьюга, коньки, туч, он учится, спрячьте.
«Работа»
ь.
«Работа» ъ.
1.
2.
3.
Слушаем выступления групп, делаем выводы. Закрепляем
изученное с помощью ЦЭОР « Хорошо ли ты ориентируешься в стране
Орфографии?» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b76c740c-ba5e-4324-9aea-00b5a7b35e6d/%5BNS-RUS_3-11%5D_%5BIG_142%5D.swf )
3.
Оценочно-рефлексивный этап урока.
- Какой же знак пишем в слове счастье?
- Оцените работу своей группы и себя в отдельности.
- Вы счастливы? – Я желаю, чтобы вы чувствовали себя
счастливыми после всех уроков.
Д/з. на выбор:
1. П.
16, упр. 174 ( учебник С. И. Львовой, В.В. Львова );
2. Сочинить
сказку о братьях-двойняшках;
3. Записать
слова на изученную орфограмму.
|