Воскресенье, 19.05.2024, 17:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Научная деятельность учащихся

Тема детей с ограниченными возможностями в русской литературе
27.01.2013, 13:04

Исследовательская работа по литературе

«Тема детей с ограниченными возможностями в русской  литературе»

( по произведениям  В.Г. Короленко «Слепой музыкант», А.А.  Лиханова «Солнечное затмение» и Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном»)

Выполнила: Фурсова Алена, 8А класс

Краткая аннотация

        Ученицей 8 класса прочитаны произведения  В. Г. Короленко «Слепой музыкант», А.  А. Лиханова «Солнечное затмение»  и Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном» на предмет исследования в этих произведениях темы детей с ограниченными возможностями  в русской литературе, на основании  результатов этих исследований проведен анализ каждого произведения в отдельности. Проведен опрос учащихся 7-10 классов на знание произведений художественной литературы о детях с ограниченными возможностями. В итоге работы автор изложила свои выводы о том, что такие дети  не ограничены  творческим потенциалом и  обладают невероятной силой духа. Впервые в нашей школе на материале произведений художественной литературы разработана тема детей с ограниченными возможностями.

Аннотация

В последнее время много говорится и пишется о толерантном отношении к людям разных национальностей. Но люди с ограниченными возможностями здоровья тоже хотят к себе толерантного отношения. В обоих случаях в формировании взглядов общества должны сыграть определенную роль художественные произведения.

Объект исследования: произведения  художественной литературы: «Слепой музыкант»В. Г.  Короленко  , «Солнечное затмение» А.А.  Лиханова и «Белое на черном»Рубена Давида Гонсалеса Гальего

Предмет исследования: тема  детей с ограниченными возможностями

Цель работы: изучение темы детей с ограниченными возможностями в  произведениях художественной литературы

Задачи:

Познакомиться с произведениями художественной литературы, рассказывающими о детях с ограниченными возможностями.

Выяснить, что помогло детям с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества.

Проанализировать произведения художественной литературы: В. Г.  Короленко  «Слепой музыкант», А.А.  Лиханова «Солнечное затмение» и Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном».

Провести анкетирование учащихся 7-10 классов о том, какие произведения  художественной литературы они знают о детях с ограниченными возможностями.

На основе полученных результатов сделать выводы

Методы исследования:

библиографический

исследовательский

социологический опрос

Результаты исследования: дети с ограниченными возможностями   могут стать полноценными членами общества при поддержке близких людей,  и если они 

обладают невероятной силой духа.

План исследования

Заняться изучением проблемы детей с ограниченными возможностями меня побудило многое: материалы газет «Даурская Новь» и «Земля», телевизионные программы, ежегодные фестивали художественного творчества людей с ограниченными возможностями «Здравствуй, мир!», проводившиеся в нашем поселке и районном зале СКЦ, рассказывающие не столько об ограниченных возможностях таких детей, сколько об их возможностях без границ.

Я узнала о том, что дети с ограниченными возможностями ведут вполне нормальный образ жизни, то есть образ жизни, соответствующий здоровому человеку. Они хорошо играют на разных музыкальных инструментах, прекрасно поют, занимаются спортом. Глядя на таких детей, не подумаешь, что возможности этих детей ограничены. Поэтому тема детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна: потому что по возрасту мне близок мир подростков, их увлечения, привязанности, а еще и потому, что рядом с нами в одной школе, даже в одном классе, нередко сидят дети с ограниченными возможностями.

            Проблема:  отсутствие внимания людей к детям с ограниченными возможностями.

            Гипотеза: в произведениях художественной  литературы  показан  путь становления  детей с ограниченными возможностями.

Ход исследования.

Чтобы достичь цели моей исследовательской работы и проверить гипотезу, мне необходимо провести несколько исследований.

 Выстраиваю их в такой последовательности:

- читаю произведения художественной литературы о детях с ограниченными возможностями;

- выясняю, что помогло таким детям обрести счастье ;

- анализирую каждое произведение в отдельности;

- провожу опрос учащихся 7-10 классов, чтобы выяснить, знают ли учащиеся нашей школы произведения художественной литературы о детях с ограниченными возможностями,  что они знают о таких детях и как к ним нужно относиться;

- делаю выводы о том, зачем нам знать о детях с ограниченными  возможностями, зачем  читать произведения художественной литературы о них современным подросткам и  детям с ограниченными возможностями;

- защищаю  работу  на школьной научно – практической конференции

Библиография.

 

Короленко В.Г. «Слепой музыкант», Москва, 1983 год,126 стр

Лиханов А.А. «Солнечное затмение», Москва, 2005год.

  Рубен Давид Гансалес Гальего. Белое на черном. СПб – М.: Лимбус Пресс, 2003год,  221 стр.

Научная статья

          В литературе есть так называемые «вечные темы», но нет  ни одной темы, затрагивающей проблемы детей с ограниченными возможностями.  Хотя такое понятие как «инвалид», существует, пожалуй столько же времени, сколько существует и человеческое общество.

     Люди с ограниченными возможностями. Как  живут такие люди? Какие проблемы их волнуют? Как к ним относятся в обществе? Что помогает таким людям вернуться к полноценной жизни? Может ли человек с ограниченными возможностями стать полноправным членом коллектива?

Чтобы ответить на поставленные передо мной вопросы, я обратилась к таким произведениям художественной литературы, как повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (1880 г), повесть А.А. Лиханова «Солнечное затмение» (1998 г) и автобиографический роман в рассказах русского писателя Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном» (2003 г). Все три произведения написаны в разное время, но рассматривают одну проблему «Что помогло детям с ограниченными возможностями сохранить чувство человеческого достоинства и стать такими, как все, и даже лучше, чем все?».

Мне стало интересно, что заставило этих писателей обратиться к теме детей с ограниченными возможностями. Я  изучаю биографии писателей. Вот какие интересные факты я узнала.

1. В.Г. Короленко. Художественные произведения Короленко во многом автобиографичны. Они вобрали в себя богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу народа

Короленко писал: «Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения за мальчиком (моим учеником), который        постепенно терял зрение, и, наконец, за одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным, и вдобавок музыкантом по профессии».

Наиболее сильное впечатление производит сама жизнь писателя, его личность. В моем представлении это человек сильный и цельный, отличающийся твердостью жизненных позиций и в то же время истинной интеллигентностью и добротой, способностью понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать, и это сочувствие всегда активно. Ссылки и лишения не сломили бесстрашия писателя перед жизнью, не поколебали его веры в человека. Уважение к человеку, борьба за него — главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста.

       2. А.А.Лиханов. В 1962 году в журнале «Юность» было впервые опубликовано произведение А.Лиханова. Это рассказ «Шагреневая кожа». С тех пор имя писателя вошло в нашу современную литературу. Альберт Анатольевич Лиханов известен как автор многих произведений для подростков. Его повести более ста раз издавались за рубежом. По произведениям  А.Лиханова сняты художественные фильмы «Мой генерал», «Семейные обстоятельства», «Благие намерения», «Команда 33», «Последние холода», «Карусель на базарной площади», «Высшая мера» и другие.

Творчество А.Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР, международными премиями А.М.Горького и Януша Корчака, премиями Н.Островского и Б.Полевого, а также премией Виктора Гюго (Франция).

В 1987 году по инициативе писателя создан Советский детский фонд им. В.И.Ленина, который он и возглавил. С 1991 года А.Лиханов – председатель Российского детского фонда, а через год писатель стал  президентом Международной ассоциации детских фондов.

         А. Лиханов – не просто президент народной ассоциации, но еще и писатель – исцелитель душ, заставляющий нас задуматься над смыслом жизни.» Наибольшей ценностью, которой обладает человек, является его жизнь!»- утверждают Альберт Эйнштейн (4) и Альберт Лиханов. Но не следует при этом забывать, что « Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее»  ( Э. Севрус ) (5)         

        3. В Испании вышла книга под называнием «Черное на белом». Ее автор – русский писатель с испанским именем Рубен Давид Гонсалес  Гальего. Он страдает церебральным параличом, так что книгу писал одним пальцем.

 Он внук генерального секретаря Коммунистической партии Испании, но родился в России, в кремлевской клинике в 1968 г., там же из-за болезни он провел с матерью первые полтора года своей жизни, а потом  его забрали у матери и сказали ей, что ребенок умер. После этого Гальего побывал в детских домах для инвалидов практически во всем Советском Союзе, где испытал на себе голод, боль и унижение. Все это он и описал в своей книге.

Воспользовавшись неразберихой во время перестройки, Рубен Гальего в 1990 г. бежал из интерната и отправился искать своих родителей. С матерью он встретился в Праге. В настоящее время живет в Мадриде.

 Его автобиографический роман в рассказах (так определен критикой жанр произведения) «Белое на черном», появившийся в 2003 году, был удостоен в 2003 году Букеровской премии.

В предисловии автор отмечает: « Меня иногда спрашивают, было ли то, о чем я пишу, на самом деле? Реальны ли герои моих рассказов? Отвечаю: было, реальны; более чем реальны. Конечно, герои мои – собирательные образы бесконечного калейдоскопа… » (3, с.7). Гальего  подчеркивает,  что умышленно не пишет о плохом, так как в жизни и в искусстве слишком много негативного и  ему постоянно приходилось испытывать на себе жестокость и злобу человеческого общества, а описание зла только множит зло, поэтому его книга о силе человека, победе над недугом. После такого признания писателя веришь: все, что написано в романе, - правда.

 

Прочитав и сопоставив все три произведения, я прихожу к выводу, что во всех трех произведениях возможности детей с ограниченными возможностями  не ограничены. Незрячий Петр – стал пианистом; Лена – обрела хорошего друга из «чужого» ей мира, Рубен с диагнозом ДЦП – стал писателем. Возникает вопрос «Что помогло этим людям обрести счастье?»  Обращаюсь вновь к произведениям и выясняю, что все три  автора проводят своего героя через социальную среду т.е. окружающих людей, а В. Короленко и А. Лиханов проводят еще и через семью. Все три автора показывают своего героя человеком увлеченным и целеустремленным, занимающимся самовоспитанием. Поэтому их герои становятся полноценными членами общества.

 

В соответствии с данной схемой анализирую каждое произведение в отдельности и сопоставляю.

Цель этого анализа – как семья и социальная среда влияют на формирование мировоззрения подростка-инвалида , и как увлечения героя  и  самовоспитание помогают ему стать таким, как все.

1. Семья

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант

 

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

Петр

Лена

Рубен

Нежность и поэтичность  матери  и мужество старого воина дяди Максима помогли Петру узнать мир. Педагогика дяди Максима сурова и проста: нельзя создавать замкнутый круг и ограждать ребенка от жизни; где только возможно, он все должен делать сам; только необходимость действия помогает развитию способностей.

"…у меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли…”(1,с.23)          Самое главное, чего боится Максим, что Петрусь лишится воли, а значит  ничего не добьется в жизни

"…у него пока есть все шансы развить все остальные способности, чтобы хотя бы отчасти заменить свою слепоту…” (1, с.26)

Хорошая дружная семья, заботливые родители, готовые сделать все для любимой дочери: захотела Лена длинное платье, чтобы скрыть больные ноги, и оно сразу появилось; показалось родителям, что девочке скучно целый день быть одной – мать решила уйти с работы ради дочери.

 Отец стал  для Лены образцом:  «Это настоящий человек…И папкин характер такой, что требует уважения, беспрекословного уважения. Петр Силыч. Даже в имени его что-то сдержанно глубокое.».(2,с.7)

Отец не уходил от правды, какой бы жестокой она ни была. На вопросы Лены о том, что будет в жизни с ней, отвечал открыто: « Позор, если стану тебе лгать… Легче тебе не будет». «Ты все сможешь, только помни всегда: не быть – проще, чем быть» (2, с.12

Совсем другая ситуация у героев Гальего. Рубен никогда не видел своих родителей. Когда Рубен был маленьким, лет до шести он мечтал о маме.   ему грубо объяснили, что чернокожая мать его бросила. Так рухнула первая детская мечта.

Только став взрослым, узнал, что его дедушка – генеральный секретарь коммунистической партии Испании. Жизнь подростка изменилась бы, если б знал хоть что-нибудь о своих родных: «Моя жизнь пошла бы совсем по-другому… Я был бы уверен, что после окончания школы меня не отвезут умирать. Ко мне приедет дедушка и заберет меня….Я перестал бы быть сиротой.» (3,с.134).

 

 

Вывод: два  автора   утверждают, что поддержка семьи давала подросткам- инвалидам уверенность в жизни, а герой Гонсалеса Гальего только мечтал о родителях.

Социальная среда.

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант»

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

Петр

Лена

Рубен

Эвелина, с которой Петр познакомился еще в раннем детстве, становится верной спутницей его жизни. Это Ангел-хранитель. Она понимает страдания и сомнения Петра — и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своем чувстве Петру.  Решение  создать семью  также  исходит  от Эвелины.

Иохим приобщает Петра к народной жизни и к миру музыки.  В кругу деревенских ребятишек   рассказывает веселые присказки и сказки, играет на дудке, поет песни.

Семья  Ставрученков дает понятие о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Петр узнает от Ставрученко легенду о слепом бандуристе Юрке. Отношение к миру и людям меняется. Знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

Одной большой семьей жили в интернате воспитанники и сотрудники, поэтому Лена чувствовала себя наравне со всеми. Это и учительница словесности Вера Ильинична – добрая, заботливая женщина, и тетя Дуся, которой позволялось жалеть воспитанников, и Зинка, любившая разго-варивать с Леной.

Федор открывает Лене «другой мир», стано-вится верным другом, заставляет Лену поверить в то, что рассудок не должен побеждать чувства. Мироощущение Лены меняется, она по-новому видит окружа-ющих людей. Если "…прежде этот водово-рот ее не касался, там шла чья-то чужая и чуждая ей жизнь”, то "теперь получалось, что это чуждое задевало ее…”

В книге Гальего одна из глав так и названа «Нянечки»: «Их было мало. Настоящие нянечки, именно няни, забот-ливые и ласковые. Я не помню их имен, вернее, не помню всех имен всех добрых нянечек. Между собой мы делили их на «злых» и «добрых» (3,с. 41) Чаще всего добрые нянечки были верующими. Они моли-лись ночью во время дежурства, крестили на ночь детей, приносили крашеные яйца в Пасху, добросовестно мыли полы, меняли белье, но таких нянечек было, к сожалению, немного.

Учительница – одна из добрейших женщин на земле, Сашина мама, которая хотела его усыновить, но ей не дали, студентка пединститута  Лоли-та (по национальности испанка) – это те люди, которые помогли остаться «человеком».

«Злые»  нянечки не сде-лали Рубена бесчувственным человеком, и он благодарен оказавшим ему помощь: «Спасибо всем добрым нянечкам за то, что научили меня доброте, за то тепло в душе, что я пронес через все испытания…Спасибо за любовь и христианское милосердие…» (3,с.44)

 

Вывод:  жизнь детей с ограниченными возможностями  в социуме во многом  зависит от людей, которые окружают их и от того, какое участие примут эти люди в жизни такого человека.

         3.  Увлечения. Любовь, внимание со стороны родных и близких людей, правильное воспитание – все это помогает героям первых двух произведений справиться с недугом. Но ведь может случиться  так, что рядом не окажется близких людей, как в романе Гальего «Черное на белом». Значит – все? Жизнь потеряна? Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант

 

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

Петр

Лена

Рубен

У Петра - это музыка. Именно при помощи музыки для Петра открылся мир, звучащий вокруг. Она наполняла его, позволяя понять окружающее, постичь жизнь. И игра Иохима на дудке, и его песни, в которых Петр слышал и грусть, и любовь, и надежду, и песня бродячих слепцов, которая заставляла забыть о себе и задуматься о чужом горе

Мир увлечений Лены разно-образен: собирала фотогра-фии любимых артистов (Ни-колай Тихонов), выдающих-ся людей (Ленин); много читала (разлюбимая книга «Молодая гвардия». «Могла быть в жизни Ульяной Гро-мовой, Любовью Шевцо-вой» - говорила маме Вера Ильинична (2, с.26) .

У Лены хорошая память, заучивает наизусть стихо-творения А. Пушкина, устраивает персональные вечера.

Представляет себя в необычном виде (летчицей, артисткой, на лыжах)

 У Рубена – талант писателя.

  Мечтал (мечтал о маме, мечтал  стать «ходячим», потому что «они были людьми»(1, с. 43) и к ним относились лучше, чем к тем, кто прикован к постели. У «ходячих» была надежда – стать нужным человеком для общества.

  Хорошо учился (в конце каждого года торжественно получал почетную грамоту «За отличную учебу и примерное поведение».

Обладал хорошей памятью, много читал, изучал английский язык (лишь бы чем-то заниматься)

Вывод: у двух авторов увлечения героев разнообразны, у Петра в основном музыка, которой он посвятил свою жизнь, все это  помогает забыть им о своем несчастье и жить полноценной жизнью.

Самовоспитание.

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант

 

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

Петр

Лена

Рубен

С самого детства начинает расспрашивать обо всем, что привлекало его внимание. Но чем больше Петр  становился личностью, тем больше ему казалось, что жизнь его никому не нужна.

Петр понимает, что он лишний в этой жизни.

Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди.  Поиски своего места в жизни.

 После долгого стран-ствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им.    В конце  концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился. Петр побеждает самого себя.

Вместо слепого, эгоист-ичного страдания он обрел в душе ощущение жизни «… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость» (2,с.124)

 

 

 

Не любит жалости к себе, даже не допускает этого. Когда мать решила уйти с работы, Лена  выдвигает ультиматум: резко настаивает на том, чтобы ее отвезли в интернат.  Самое жесткое требование Лены – не считать ее больной. Что посильно, старается выполнять сама.  Очень любопытная (неделю наблюдала за Федором  из окна), общительная, нетерпима к чужому несчастью, но эгоистичная ( до встречи с Федором, думала только о себе). Не могла равнодушно сидеть, когда другие ссорятся.

Она особенно остро начинает чувствовать чужую беду. Раньше сосредоточенная только на своих переживаниях, девушка теперь стре-мится помочь другим: "Доброта! Вот! Это единственное, чего жела-ла теперь Лена. Беско-нечно доброй – единст-венно такой! - желала она быть. Везде, всегда, со всеми”. (2, с.34)

 

Заставлял себя ползать и «ползал   быстро, за полчаса мог проползти метров триста, если бы не уставал.. Но я мог ползать! Ползать в палате могли только я и Василек – это и отличало нас от остальных» (3,с.45-46)

     Как выжить, когда у тебя нет ног и то, что называют руками, можно назвать так с натяжкой, к тому же ты еще и сирота? «Нали-чие умной головы и благо-родного сердца в нашем мире явно недостаточно для достой-ного существования» (2,с.14) «Ты обречен быть героем до конца своих дней (3,с.9).   

     Каждый день – это борьба с недугом, который надо победить во что бы то ни стало; это борьба с жестоким миром, в котором только на словах все прекрасно, на деле же всеобщее непони-мание и ложь. Лгут почти все, начиная от учителей и кончая родными. «Медленно умирать, проклиная свою никчемную жизнь, изводя себя и близких бесконечными жалобами на неудачную судьбу, - удел слабых» (3.с.11) Чтобы жить, надо быть сильным духом. Но как это сделать? В школе на уроках не дают таких знаний, в книгах об этом не пишут. И только герой Николая Остров-ского, не знающий компро-миссов, помог выжить. «Но, как Павка Корчагин, я не хочу умирать до смерти. Я буду жить до последнего. Я буду драться.» (3,с.16-17) Но выжить в этой жизни мало, надо остаться добрым, сохранить в себе нежное сердце, чистую душу.

Вывод: только сила человеческого духа способна преодолеть и   неизлечимую  болезнь и другую трагическую безвыходность.

 В результате анализа каждого произведения в отдельности  вот что у меня получилось:

Все три автора показали своих  героев сильными личностями, а «участь сильных – жить и созидать» ( не помню чьи это слова).

Повесть В.Г. Короленко заканчивается концертом, где мы видим Петра, уверенного, сильного. «Он прозрел и сумеет напомнить  счастливым  о несчастных…» (1, с. 124). Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.

В повести А. А. Лиханова «Солнечное затмение» Лене очень повезло, что рядом с ней оказался такой человек, как Федя, добрый, чуткий, сострадательный, надежный. У нее замечательная семья, любящий и понимающий учитель. Они все живут для нее. А она будет жить для них. Ведь в жизни так важно, чтобы хоть кто-то подал тебе руку. Лена осознает «Жить хорошо. Даже если у тебя нет ног». (2, с. 35)

Читать роман Гальего сложно, порой даже страшно. Но эта книга не может оставить никого равнодушным, она словно срывает с нас, благополучных и здоровых, шелуху на сердце, заставляя по-другому взглянуть на мир. Такая книга дает ответ и на главный вопрос для инвалидов: зачем жить?

         «Я искренне желаю, страстно хочу, чтобы моя черная полоса продержалась подольше, не менялась на белую. Я не люблю белый цвет. Белый – цвет бессилия и обреченности, цвет больничного потолка и белых простыней. Гарантированная забота и опека, тишина, покой, ничто. Вечно длящееся ничто больничной жизни. Черный – цвет борьбы и надежды. Цвет ночного неба, уверенный и четкий фон сновидений, временных пауз между белыми, бесконечно длинными дневными промежутками телесных немощей. Цвет мечты и сказки, цвет внутреннего мира закрытых век. Цвет свободы, цвет, который я выбрал для своей электроколяски.  После меня останутся только буквы. Мои буквы, мои черные буквы на белом фоне».(3, с. 234)

Таким образом, в произведениях художественной литературы путь становления детей с ограниченными возможностями показан через семью, окружающих людей, хотя многое все-таки зависит и от самого человека. Благодаря своей целеустремленности дети с ограниченными возможностями являются полноценными членами общества.

Моя гипотеза доказана.

Для полноты своего исследования мне захотелось провести анкетирование учащихся 7-10 классов, чтобы выяснить, что они знают о детях с ограниченными возможностями.

Всего было опрошено 139 человек.

Были предложены следующие вопросы:

Что вы знаете о детях с ограниченными возможностями?

Нужно ли относиться к таким детям по-особому? Почему?

Назовите произведения художественной литературы, в которых рассказывается о жизни детей с ограниченными возможностями..

 

             Проведя  анкетирование в 7-10 классах, я пришла к выводу,    что все учащиеся  имеют представление о детях с ограниченными возможностям м, по-особому относиться к таким детям считают 69% учащихся, 19% детей считают, не нужно по-особому к ним относиться,1% учащихся считает, что по-особому к таким детям относиться нужно не всегда, 91% учащихся  не могут назвать  произведения художественной литературы, рассказывающие о детях-инвалидах, а 7% учащихся назвали повесть И. С. Тургенева «Муму», где о детях-инвалидах не говорится, хотя Герасим – инвалид с рождения.

 Получается, учащиеся нашей школы мало что знают о детях с ограниченными возможностями или не интересуются такими детьми, ведь дети с ограниченными возможностями обучаются индивидуально, и мы практически о них ничего не знаем. А может недостаточно произведений написано о  таких  детях, или они не включены в школьную программу? А современные подростки читают сейчас очень мало или вообще не читают, ограничиваются в основном  только школьной программой, поэтому эта тема  для них закрыта.

 Я считаю, что мы должны знать о таких детях, ведь дети с ограниченными возможностями — тоже дети, как и мы, а в чем-то и лучше нас.  Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу.

 

Таким образом, прихожу к следующим выводам: все три автора показали, что дети с ограниченными возможностями   могут стать полноценными членами общества при поддержке близких людей,  и если они  обладают невероятной силой духа.

И все-таки надежда остается: люди с ограниченными возможностями здоровья должны стать и в нашей стране полноправными членами общества, отношение к ним  должно измениться. Нужно  не только  говорить о таких детях, их проблемах и достижениях, но и  правдиво, не приукрашивая,  не искажая факты, рассказывать о судьбе детей с ограниченными возможностями  в  произведениях  художественной литературы, на страницах местных газет, по телевидению. Это необходимо,  прежде всего, здоровому человеку цивилизованного общества, чтобы понять и принять Богом обделенного собрата, помочь ему в жизни и самому стать добрее. Такие произведения нужны и инвалидам, чтобы найти выход из непростых жизненных ситуаций.  Такие   произведения,  я  надеюсь, изменят наше общество в целом.

 

Список литературы

 

Короленко В.Г. «Слепой музыкант», Москва, 1983 год,126 стр

Лиханов А.А. «Солнечное затмение», Москва, 2005год.

 Рубен Давид Гансалес Гальего. Белое на черном. СПб – М.: Лимбус Пресс, 2003год,  221 стр.

http://cpsy.ru/cit1038.htm

http://www.aforismo.ru/authors/1971/3/

         

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Категория: Научная деятельность учащихся | Добавил: Marina1971
Просмотров: 4740 | Загрузок: 0 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 6
6 ppu-pro_sn  
0
Наша бригада опытных мастеров готова предоставить вам передовые подходы, которые не только подарят надежную протекцию от заморозков, но и подарят вашему жилищу изысканный вид.
Мы деятельны с последними составами, обеспечивая прочный срок работы и великолепные выходы. Утепление облицовки – это не только экономия ресурсов на огреве, но и ухаживание о экологии. Экологичные методы, каковые мы применяем, способствуют не только личному, но и сохранению природы.
Самое важное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление дома снаружи услуги</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за кв. м.! Это доступное решение, которое сделает ваш жилище в реальный комфортный угол с минимальными тратами.
Наши достижения – это не исключительно утепление, это разработка области, в где каждый элемент отражает ваш индивидуальный моду. Мы примем все все ваши желания, чтобы сделать ваш дом еще больше удобным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте занятия о своем доме на потом! Обращайтесь к специалистам, и мы сделаем ваш дом не только теплым, но и изысканнее. Заинтересовались? Подробнее о наших проектах вы можете узнать на портале. Добро пожаловать в пределы уюта и качества.

5 ppu-prof_sn  
0
Наша команда искусных специалистов подготовлена предложить вам современные технологии, которые не только предоставят надежную покров от зимы, но и подарят вашему дому современный вид.
Мы практикуем с современными материалами, подтверждая продолжительный термин работы и замечательные эффекты. Теплоизоляция внешней обшивки – это не только сокращение расходов на подогреве, но и забота о природной среде. Энергоэффективные технологии, какие мы внедряем, способствуют не только зданию, но и сохранению природной среды.
Самое важное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление дома снаружи цена москва</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это доступное решение, которое сделает ваш помещение в подлинный уютный уголок с скромными тратами.
Наши достижения – это не исключительно изоляция, это постройка поля, в где все элемент преломляет ваш свой манеру. Мы примем все твои запросы, чтобы осуществить ваш дом еще дополнительно дружелюбным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>веб-сайте</a>
Не откладывайте дела о своем ларце на потом! Обращайтесь к экспертам, и мы сделаем ваш дворец не только теплым, но и по последней моде. Заинтересовались? Подробнее о наших предложениях вы можете узнать на веб-сайте. Добро пожаловать в пространство удобства и качества.

4 Artsfiz  
0
Воскресенский завод лазерной обработки металла
предлагает услуги лазерной резки листов металла, труб, уголков, швеллеров,
на самом современном оборудовании

сайт vz-lom.ru

почта - info@vz-lom.ru

телефон для связи +79233283477

3 Teplo_Dom_pag  
0
Утомились промерзать зимой и избыточно платить за отопление?
обогрев фасада – решение проблемы!
Компания "Тепло и уют" с 2010 года предлагает опытные услуги по утеплению фасадов зданий любой сложности. За это время мы зарекомендовали себя как твердый и ответственный партнер, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы наших клиентов.
Почему стоит выбрать нас?
доступные цены. <a href=https://stroystandart-kirov.ru/>Сколько стоит утепление фасада</a> от 1350 руб/м2.
практика и мастерство. Наши бригады имеют обширный опыт работы в сфере теплоизоляции фасадов. Мы используем только засвидетельствованные материалы и современные технологии, что гарантирует высочайшее качество работ.
Индивидуальный подход. Мы подберем для вас оптимальное решение с учетом ваших потребностей и бюджета.
Бесплатная консультация и выезд замерщика. Наши специалисты бесплатно проконсультируют вас по всем вопросам обтепления фасада и произведут аккуратные замеры.
Наш сайт: <a href=https://stroystandart-kirov.ru/>интернет-ресурсе</a>
Обеспечение качества. Мы предоставляем гарантию на все виды работ.
Звоните нам сегодня и получите бесплатную консультацию!
Мы сделаем ваш дом теплым, теплым и экономичным!

2 Teplo_Dom_pag  
0
Переутомились застывать зимой и переплатить за отопление?
Теплообеспечение фасада – решение проблемы!
Компания "Тепло и уют" с 2010 года предлагает опытные услуги по утеплению фасадов зданий любой сложности. За это время мы зарекомендовали себя как верный и ответственный партнер, о чем свидетельствуют многие отзывы наших клиентов.
Почему стоит выбрать нас?
доступные цены. <a href=https://stroystandart-kirov.ru/>Утепление и облицовка фасада цена</a> от 1350 руб/м2.
опытность и компетентность. Наши бригады имеют широкий опыт работы в сфере термоизоляции фасадов. Мы используем только подтвержденные материалы и современные технологии, что гарантирует высочайшее качество работ.
Персональный подход. Мы подберем для вас лучшее решение с учетом ваших потребностей и бюджета.
Бесплатная консультация и выезд замерщика. Наши специалисты бесплатно проконсультируют вас по всем вопросам обтепления фасада и произведут точные замеры.
Наш сайт: <a href=https://stroystandart-kirov.ru/>www.stroystandart-kirov.ru</a>
Гарантия качества. Мы предоставляем гарантию на все виды работ.
Звоните нам сегодня и получите бесплатную консультацию!
Мы сделаем ваш дом теплым, уютным и экономичным!

1 ppu-prof_pag  
0
Забота о домашнем пространстве - это забота о благополучии. Тепловая обработка фасадов - это не только изысканный облик, но и обеспечение сохранения тепла в вашем уединенном уголке. Профессионалы, наша команда профессионалов, предлагаем вам превратить ваш дом в прекрасное место для жизни.
Наши творческие решения - это не просто теплоизоляция, это художественная работа с каждым элементом. Мы предпочитаем совершенному сочетанию между внешним видом и практической ценностью, чтобы ваш дом преобразился не только комфортным, но и роскошным.
И самое существенное - доступные расценки! Мы уверены, что профессиональные услуги не должны быть неприемлемо дорогими. <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасадов частных домов цена</a> начинается всего от 1250 руб/м².
Использование современных материалов и технологий позволяют нам создавать теплоизоляцию, долговечную и надежную. Забвение о холодных стенах и избежание лишних расходов на отопление - наше утепление станет вашим надежным препятствием перед холодом.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>веб-сайте</a>
Не откладывайте на потом заботу о благополучии в вашем доме. Обращайтесь к опытным строителям, и ваш дом превратится настоящим архитектурным искусством, которое подарит вам тепло и уют. Вместе мы создадим место для жизни, где вам будет по-настоящему уютно!

Имя *:
Email *:
Код *:

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны © 2024