Понедельник, 02.12.2024, 19:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Научная деятельность учащихся

Семейные традиции русского народа в сказке “Царевна-лягушка”
27.01.2013, 12:45

Исследовательская работа по литературе

«Семейные традиции русского народа в сказке «Царевна-лягушка»

Выполнил: ученик 6А класса Бурмистров Эдуард

Краткая  аннотация

Учеником 6 класса самостоятельно прочитаны «Библия» и «Домострой» на предмет исследования в этих книгах семейных традиций русского народа, на основании результатов этих исследований проанализирована сказка «Царевна-лягушка» и определены традиции, которые сказка своеобразно сохраняет. Проведен опрос учащихся 5-7-х классов на соответствие семейных традиций исконно-русским обычаям. В итоге работы автор сопоставил семейные традиции, заложенные православием, «Домостроем», семейные отношения в сказке «Царевна-лягушка», традиции современной семьи и изложил свои выводы.

Аннотация

Сказка – развлекательный, небольшой интересный рассказ, который приобщает нас к жизненным ценностям. Всем известно, что материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. В основе же семейных отношений сказочного фольклора лежат морально-нравственные традиции русского народа.

Объект исследования: русская народная волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Предмет исследования: семейные отношения в русских традициях русского народа (по сказке «Царевна-лягушка»).

Цель работы: анализ русской народной сказки «Царевна-лягушка» с точки зрения семейных отношений русского народа.

Задачи:

Познакомиться с семейными традициями русского народа.

Выявить, какие семейные традиции встречаются в сказке «Царевна-лягушка».

Провести анкетирование учащихся 5-7 классов о знании русских семейных традиций.

На основе полученных результатов сопоставить «Библию», «Домострой», народную сказку «Царевна-лягушка» и традиции современной семьи на предмет сохранения русских традиционных отношений в семье.

Методы исследования:

библиографический

исследовательский

социологический опрос

сравнительно-сопоставительный.

Практическая значимость: содержащиеся в работе материалы могут быть использованы на уроках литературы, фольклора и элективных курсах. Через тематические классные часы и классные вечера этот материал может укрепить отношения между родителями и школой

Новизна исследования: впервые в нашей школе на материале сказочного фольклора в сопоставлении с книгами наставительного и нравственного содержания разработана тема семейных отношений в русских традициях.

План исследований

Актуальность.

Проблема семейных отношений одновременно традиционна и актуальна, потому что определяющую роль в формировании нравственности человека играет семья. Интерес к её изучению продиктован уровнем развития фольклористики и реалиями сегодняшней жизни. Нравственные устои народа передаются из поколения в поколение, один из способов их передачи – устное народное творчество. Развиваясь на протяжении столетий, русская народная волшебная сказка  отразила не только существовавшие формы брака и семьи, но и особенности семейных отношений русского народа.

Знакомство с «Библией» и «Домостроем» и анализ сказки «Царевна-лягушка» убеждают меня в том, что проблема семейных отношений является современной, потому что люди забывают о традициях, законах и нормах, столетиями определяющих уклад семейной жизни.

Гипотеза.

В детских сказках в развлекательной форме сохранены поучительные и нравственные традиции русской семьи, записанные в таких книгах как «Библия» и «Домострой».

Библиография.

Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – Российское библейское общество. – М., 2001.

Памятники литературы Древней Руси: середина XVI века. Домострой. – Москва, 1985

Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. – Москва, 1980

Русские народные сказки.- Москва, 1985

Ход исследований

Чтобы достичь цели моей исследовательской работы и проверить гипотезу, мне необходимо провести несколько исследований.

Выстраиваю их в такой последовательности:

- изучаю литературу по семейным традициям русского народа;

- выясняю, какие традиции преобладали в русских семьях;

- анализирую русскую народную сказку «Царевна-лягушка» и выявляю традиции, имеющиеся в сказке;

- провожу опрос среди учащихся 5-7-х классов, чтобы выяснить, знают ли учащиеся нашей школы, что такое семейные традиции, какие традиции есть в их семьях, придерживаются ли они тех норм и правил в семье, которые существуют  в православии;

- сопоставляю семейные традиции, заложенные православием, «Домостроем», семейные отношения в сказке «Царевна-лягушка» и традиции современной семьи и делаю выводы.

Описание  работы

«Царевна-лягушка» - моя любимая сказка. Каждый раз, когда я перечитываю сказку, я открываю что-то новое для себя. После изучения сказки на уроках литературы в 5 классе, меня заинтересовала тема  семейных отношений в сказке. Чтобы проследить семейные отношения и традиции в сказке, я обращаюсь к «Библии» и «Домострою».

«Библия» - это религиозная философская книга.

«Домострой» - это поучения, строгость, советы.

Сказка – развлекательный, небольшой, интересный сюжет.

Во всех трёх книгах главным приоритетом является нравственность. А с точки зрения семейных отношений во всех этих книгах добро побеждает зло.

Интересно было узнать, какое определение словам «семья», «отношения», «традиция» дают различные источники, из которых я сделал выборку (см. Приложение № 1).

В структуре семьи «Библия» (см. Приложение № 2) определяет положение каждого из супругов, где муж занимает главенствующее положение: «Жена да убоится своего мужа» (Ефесянам, 5:33).

Однако в «Библии» приводятся строки и о том, как муж должен обращаться со своей женой: «Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы» (Колоссянам, 3:19), «Мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (Первое Послание Петра, 3:7), «Мужья, любите своих жён, как и Христос  возлюбил Церковь и предал себя за неё» (Ефесянам, 5:25-29).

Законным признаётся церковный брак, как один из семи таинств.

Авторитет главы семьи подчеркивается тем, что муж, отец занимал главное место за столом, и первым начинал трапезу. Мужчина оставался главной фигурой, наделённой властью, жена находилась в подчинении.

Согласно священной книге члены семьи должны пребывать в единомыслии, любви к Богу, друг к другу и своим ближним (Первое Послание к Тимофею, 5-8, от Матфея, 22:37-39).

Дети же должны почитать своих родителей. Православие считает уважение родителей основным качеством ребёнка: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца своего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Ефесянам, 6, 1-3).

Почитание родителей считалось «ручательством здоровой, долгой и счастливой жизни».

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя», - наставлял Христос, подразумевая под ближним не только родных и друзей, но и тех, кто просто встречается на твоем пути и нуждается в помощи. (От Матфея,22-39)

Сын Божий говорил: «Проявляйте милосердие… Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»  (От Матфея,23-12)

Жалость христианство считает тождественным любви. Проявивший жалость достоин помощи.

Создание и сохранение семьи было обязательным для наших предков, поэтому женитьба – важный момент в жизни человека. В далеком прошлом даже существовал запрет на холостяцкую жизнь.

«Жениться – с людьми расплатиться», - говорили наши предки, то есть выполнить свою обязанность.

Семья связывает наше настоящее с прошлым и будущим. Считалось противоестественным не иметь семьи, не иметь «ни роду, ни племени". К неженатому человеку относились с презрением и недоверием, взимали штрафы. Женитьба была делом всего рода, а не только жениха и невесты. А свадьба являлась своеобразным экзаменом для обеих семей (как воспитали, чему научили). (Жирнова Г. В. «Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем»)

Семья в православии – это одновременно спасительный ковчег и подвиг крестоношения. Именно через семью человек угождает Богу и расширяет свое бытиё. Семья дана Богом человеку для помощи.

В средние века нормы брачно-семейных отношений были прописаны в сборнике постановлений церковного Собора 1551 года – в «Стоглаве» (см. Приложение №  3), который закреплял власть мужа над женой и отца над детьми. В середине 50-х годов XVI века появляется документ «Домострой» (см. Приложение №  4). При всём своём стремлении дать христианскую норму семейной жизни, «Домострой» не являлся нормативным документом в буквальном смысле слова, он стоял ближе к жанру поучений.

Я изучил главу «Об организации семьи» и вот что узнал. Обязанность главы семьи  («государя») по «Домострою» – забота о благосостоянии дома и воспитание членов семьи. Призывая родителей любить и беречь своих детей, «Домострой» в то же время обязывает их «и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». «Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей».

Жена является регулятором эмоциональных отношений в семье. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.

Статус женатого человека в «Домострое» выше, чем статус холостого. Самое страшное наказание (вслед за Божьим судом) – «от людей смех и осуждение».

Вряд ли сегодня утратили своё значение советы: «…не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, на чужое не посягать, к старшим быть уважительным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым» (глава 25).

«Домострой» осуждает пьянство, воровство, грубость и жестокость, распущенность, пренебрежение сыновьим долгом: «кто насмехается над отцом и укоряет старость матери – пусть склюют его вороны» (глава 22).

 Таким образом, прочитав основные книги по семейным отношениям («Библию» и «Домострой»), я прихожу к выводу, что семейные отношения и традиции, заложенные православием и «Домостроем», перекликаются. Это даёт возможность выделить следующие семейные традиции:

Жить по заповедям Господним, по отеческому преданию и по христианскому закону.

Просить благословения родителей.

Почитать родителей и повиноваться им.

Жене подчиняться мужу.

Уважать старших.

Благоразумно обращаться с женой.

Любить близких своих.

Жена должна быть хорошей хозяйкой, рукодельницей, внимательной к своему мужу.

Слушаться старших.

Любить людей и любое Божье творение на земле.

Помогать всем, кто нуждается в помощи.

Быть воспитанным в общении и поведении.

Жене спрашивать мужа, советоваться с ним.

Сохранять семью.

Зная семейные отношения и традиции, я решил перечитать сказку «Царевна-лягушка» и проанализировать её. Вот что у меня получилось.

Цель этого анализа – как в сказке «Царевна-лягушка» отражены взгляды русского народа на семью.

№ п/п

Традиция

Эпизод из сказки

1

Женитьба

1. «Как стали сыновья на возрасте, собрал их отец и сказал: «Вот что, сынки, пора вам жениться».

2. Традиционная форма полного имени героя (Иван) характеризует его совершеннолетие.

2

Повиновение родителям

«Возьмите каждый по стреле, выходите в чисто поле, натяните туже луки и стреляйте в разные стороны. Куда чья стрела упадёт, там и ищите себе жену».

Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы. А когда нашёл – хотел бежать и отступиться от своей находки. Подумал-подумал и взял лягушку-квакушку.

Приказы отца (испечь каравай, соткать ковёр, явиться на пир). Иван печалится, но повинуется.

Царь сказал: «Бери квакушу в жёны – ничего не поделаешь».

Василиса Премудрая ослушалась отца (Кощея Бессмертного) – уродилась хитрей-мудрей отца своего.

3

Уважение к старшим

Братья  смеялись над Иваном, когда он лягушку принёс и пришёл на пир один.

Все три подарка царь принимал сначала от старшего, среднего сына, а потом только – от Ивана.

Встреча со старичком, с Бабой-Ягой.

4

Правила поведения и общения

«Здравствуй, дедушка! (встреча со старичком). Встреча с Бабой-Ягой. Иван вежлив со всеми: с братьями, со старичком, с Бабой-Ягой.

Речь лягушки: «Возьми, Иван-царевич, меня замуж, жалеть не будешь» (говорит ласково, негромко, нежно. В ее словах слышится внимание к человеку, спокойствие, мудрость, доброта. Возможно что Иван – Царевич угадал в ней Василису Премудрую, ведь речь является важнейшей характеристикой человека.

5

Обращение к Богу

«Молись Богу да ложись-ка лучше спать-почивать, утро вечера мудренее!».

6

Любовь к ближним (жалость)

Иван пожалел медведя, зайца, щуку, селезня, - не стал их убивать, хотя это было нелегко, потому что Ивану пришлось терпеть голод в течение трёх дней.

Волшебство Василисы Премудрой на пиру удалось от вспыхнувшей жалости к тем лебедям, которых ели гости за столами, от её великой любви ко всему живому (не случайно же она впоследствии превращается в лебедя белого).

7

Знание обычаев гостеприимства

Баба-Яга начинает уважать Ивана за его смелость, знание обычаев гостеприимства («ты бы меня, Баба-Яга, прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала»).

8

Женщина – хранительница очага

Василиса Премудрая была не только красивая и мудрая, но и хорошая, удивительная хозяйка. Сама выполняла любую работу, рукодельничала. Заботилась о муже, была нежна и внимательна к мужу, замечала кручину («Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чём запечалился?»)

Василиса – это образ идеальной жены.

9

Слушать советы старших

«Зачем же ты лягушачью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было! – говорит дедушка. (счастье Ивана закончилось – нельзя идти против судьбы)

10

Советоваться жене с мужем, а мужу с женой

Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая лягушачью кожу. Он поступил необдуманно, эгоистично. В семье эгоистом быть нельзя. В любом деле нужно разобраться не торопясь, посоветоваться.

11

Бережное отношение к хлебу

Братья заворачивали хлеба в полотенца.

12

Сохранение семьи

Иван пошёл искать Василису Премудрую. Вернуть счастье тяжело, нужно много трудиться, добиваться. Он искупил свою вину, и Василиса Премудрая остаётся с ним: «Ну, Иван-царевич,  сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду!».

13

Благословение отца

«И стали они жить дружно, в любви и согласии». Почему Иван, женившись на лягушке, всё-таки находит своё счастье? Да потому что царь благословил Ивана на брак. Значит, этот брак будет счастливым и долгим.

 

Вывод.

Анализ сказки показал, что семья – это одна из основных ценностей человеческой жизни. С повествования о семье начинается любая сказка, как правило, в конце сказки говорится о создании новой семьи, построенной в соответствии с христианскими нормами. Хотя в сказке повествуется о появлении трёх молодых семей, основное же внимание уделяется семье Ивана-царевича и Василисы Премудрой. Эту семью можно назвать примером семейного уклада. Счастье нашло героев сказки потому, что они женились по отцовскому благословению, были добры и милосердны к окружающим, были смелы и терпеливы, не отчаивались в трудную минуту.

Таким образом, в сказке «Царевна-лягушка» сохранены поучительные и нравственные  народные представления о жизни, семейные традиции и отношения, народное мировоззрение о том, что семья – начало и конец всего, некая устойчивая основа.

Гипотеза моя подтвердилась.

 

Для полноты своего исследования мне захотелось провести анкетирование учащихся 5-7-х классов, чтобы выявить семейные традиции и отношения в современной семье.

Всего было опрошено  110 человек.

Были предложены следующие вопросы:

Что такое семейные традиции?

 

Какие традиции есть в вашей семье?

 

Кто главный в семье?

 

Придерживаетесь ли вы следующих правил?

а) почитаете ли вы своих родителей?

б) повинуетесь ли вы своим родителям?

в) уважаете ли вы старших?

г) помогаете ли тем, кто нуждается в помощи?

 

Проведя анкетирование в 5-7-х классах, я пришёл к выводу, что 53% детей не знают, что такое семейные традиции и затрудняются назвать, какие традиции есть в их семьях. Это говорит о том, что из семейных традиций остались только праздники (64%). В большинстве семей царит матриархат (40%) – главной является мама. Роль папы отводится на второй план, хотя в 5 Б, 6 А и 6 Б классах главным в семье всё-таки является папа  (38%). Старших уважают 76% учащихся, почитают родителей все и практически слушаются все (75%), большинство учащихся помогает тем, кто нуждается в помощи (71%).

Получается то, что нам передали наши предки, не сохраняется. И мы уже мало что сможем оставить будущему поколению. Я думаю, причина в том, что дети и взрослые не читают сказки, не рассказывают их, не обращаются к «Библии». А ведь именно в этих книгах заложены семейные традиции и отношения русского народа. Раньше правила поведения людей, их взаимоотношения с другими людьми передавались детям разными способами, в частности, они узнавали о них, слушая сказки

Я считаю, что мы должны знать семейные  традиции, следовать им, придерживаться их потому что когда в семье царят отношения любви, искренности и доверия, тогда чувствуется, как хорошо жить на свете, какое счастье любить и быть любимым, иметь верных друзей, как приятно быть просто порядочным человеком.

        На основе исследованного материала на предмет семейных отношений русского народа прихожу к следующим выводам:

1. Семейные традиции, заложенные православием, дают основную модель семьи, где муж является её главой, жена должна быть покорна супругу, а дети – почитать своих родителей.

В «Домострое» заложены нормы семейной жизни в виде поучений, но только более строже, чем в «Библии», где во главе стоит муж, а жена ему подчиняется, дети же любят родителей и заботятся о них в старости.

2. В русских народных сказках семейные отношения между мужем и женой, между родителями и детьми подчиняются нормам православной морали. И пусть сказка – это всего лишь развлекательный жанр, но именно сказка является выразителем православных традиций: брак заключается только один раз и на всю жизнь, семья – дар, которым нужно дорожить и который необходимо оберегать, муж выше жены, жена находится в подчинении у мужа, дети должны подчиняться воле родителей. Если же происходит нарушение установленной Богом иерархии, то она всегда восстанавливается, то есть добро всегда побеждает зло.

 В современной же семье те традиции и нормы, столетиями определяющие уклад семейной жизни, постепенно теряют свою актуальность. По образу жизни мы всё более приближаемся к типу западных семей, ориентированных на равноправие. В итоге это привело к тому, что женщина, а не мужчина является сегодня главой семьи.

Семейные традиции и отношения вытесняются из жизни народа телевизором, компьютером, мобильными телефонами, Интернетом. Но остаётся сказка. Именно сказка может стать методом воспитания нравственных качеств: доброты, послушания, дружбы, отзывчивости.

И, как сказала Зуева Т.В. – доктор филологических наук: «Дар слова является величайшим даром Божиим человеку. Благодаря этому дару мы отличаемся от животных и уподоблены Богу. Бог имеет Своё Слово. Слово Божие послано было нам во имя нашего спасения как вочеловечившийся Искупитель. Высшая, божественная цель слова человеческого та же самая: наставление и спасение людей. И этой цели, насколько могут, служили и продолжают служить русские народные сказки Святой Руси».

 

Список литературы

Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – Российское библейское общество. – М., 2001.

Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем.- Москва, 1980.

Памятники литературы Древней Руси: середина XVI века. Домострой. – Москва, 1985

Русские народные сказки.- Москва, 1985

Pravoslavie.ssau.ru

Зуева Т. В. Святая Русь в волшебных сказках //  Литература в школе. 2008, №8

Приложение №1

Семья – это

- группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми). (С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)

- совокупность лиц, связанных между собой узами родства или брака. (Ф.Брокгауз, И. Ефрон. Энциклопедический словарь)

- совокупность близких родственников, живущих вместе. (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка)

- основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. (Большая советская энциклопедия)

Традиция – это

- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений; установившийся порядок в поведении, в быту. (С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)

- предание священное. (Ф. Брокгауз, И. Ефрон. Энциклопедический словарь)

- (от лат. Tradition- передача, преданье) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени, охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности). (Большая советская энциклопедия)

Приложение №2

          Библия – это Священное Писание, собрание основных религиозных книг евреев христиан. Состоит из двух главных отделов: книг Старого Завета и Нового Завета

Приложение №3

Стоглав – это сборник, содержащий описание деяний и постановления собора 1551 («Стоглавого»), созванного в виду того, что священные обычаи «поисшатались» . (Ф. Брокгауз, И. Ефрон. Энциклопедический словарь)

Приложение №4

Домострой (полное название – Книга, называемая «Домострой») - анонимный памятник русской литературы ХV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины ХVI века на старославянском языке приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. «Домострой» состоит из 64 глав, сгруппированным по следующим основным направлениям: О строении духовном (Как веровати), О строении мирском (Как царя чтити), Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами), Об управлении  семейным хозяйством (О строении домовном), Кулинарная группа, Послание и наказание от отца к сыну. 

Категория: Научная деятельность учащихся | Добавил: Marina1971
Просмотров: 9046 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Персональный сайт Ракитиной Марины Геннадьевны © 2024