Исследовательская работа
по литературе
«Семейные традиции
русского народа в сказке «Царевна-лягушка»
Выполнил: ученик
6А класса Бурмистров Эдуард
Краткая аннотация
Учеником 6 класса самостоятельно прочитаны «Библия» и
«Домострой» на предмет исследования в этих книгах семейных традиций русского
народа, на основании результатов этих исследований проанализирована сказка
«Царевна-лягушка» и определены традиции, которые сказка своеобразно сохраняет.
Проведен опрос учащихся 5-7-х классов на соответствие семейных традиций
исконно-русским обычаям. В итоге работы автор сопоставил семейные традиции,
заложенные православием, «Домостроем», семейные отношения в сказке
«Царевна-лягушка», традиции современной семьи и изложил свои выводы.
Аннотация
Сказка – развлекательный, небольшой интересный рассказ,
который приобщает нас к жизненным ценностям. Всем известно, что материалом для
народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его
верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их
эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. В основе же
семейных отношений сказочного фольклора лежат морально-нравственные традиции
русского народа.
Объект исследования: русская
народная волшебная сказка «Царевна-лягушка».
Предмет исследования: семейные
отношения в русских традициях русского народа (по сказке «Царевна-лягушка»).
Цель работы: анализ русской народной
сказки «Царевна-лягушка» с точки зрения семейных отношений русского народа.
Задачи:
Познакомиться с семейными традициями русского народа.
Выявить, какие семейные традиции встречаются в сказке
«Царевна-лягушка».
Провести анкетирование учащихся 5-7 классов о знании
русских семейных традиций.
На основе полученных результатов сопоставить «Библию»,
«Домострой», народную сказку «Царевна-лягушка» и традиции современной семьи на
предмет сохранения русских традиционных отношений в семье.
Методы исследования:
библиографический
исследовательский
социологический опрос
сравнительно-сопоставительный.
Практическая значимость: содержащиеся
в работе материалы могут быть использованы на уроках литературы, фольклора и
элективных курсах. Через тематические классные часы и классные вечера этот
материал может укрепить отношения между родителями и школой
Новизна исследования: впервые в
нашей школе на материале сказочного фольклора в сопоставлении с книгами
наставительного и нравственного содержания разработана тема семейных отношений
в русских традициях.
План исследований
Актуальность.
Проблема семейных отношений одновременно традиционна и
актуальна, потому что определяющую роль в формировании нравственности человека
играет семья. Интерес к её изучению продиктован уровнем развития фольклористики
и реалиями сегодняшней жизни. Нравственные устои народа передаются из поколения
в поколение, один из способов их передачи – устное народное творчество.
Развиваясь на протяжении столетий, русская народная волшебная сказка отразила не только существовавшие формы брака
и семьи, но и особенности семейных отношений русского народа.
Знакомство с «Библией» и «Домостроем» и анализ сказки
«Царевна-лягушка» убеждают меня в том, что проблема семейных отношений является
современной, потому что люди забывают о традициях, законах и нормах, столетиями
определяющих уклад семейной жизни.
Гипотеза.
В детских сказках в развлекательной форме сохранены
поучительные и нравственные традиции русской семьи, записанные в таких книгах
как «Библия» и «Домострой».
Библиография.
Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета.
– Российское библейское общество. – М., 2001.
Памятники литературы Древней Руси: середина XVI века.
Домострой. – Москва, 1985
Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и
настоящем. – Москва, 1980
Русские народные сказки.- Москва, 1985
Ход исследований
Чтобы достичь цели моей исследовательской работы и
проверить гипотезу, мне необходимо провести несколько исследований.
Выстраиваю их в такой последовательности:
- изучаю литературу по семейным традициям русского
народа;
- выясняю, какие традиции преобладали в русских семьях;
- анализирую русскую народную сказку «Царевна-лягушка» и
выявляю традиции, имеющиеся в сказке;
- провожу опрос среди учащихся 5-7-х классов, чтобы
выяснить, знают ли учащиеся нашей школы, что такое семейные традиции, какие традиции
есть в их семьях, придерживаются ли они тех норм и правил в семье, которые
существуют в православии;
- сопоставляю семейные традиции, заложенные православием,
«Домостроем», семейные отношения в сказке «Царевна-лягушка» и традиции
современной семьи и делаю выводы.
Описание работы
«Царевна-лягушка» - моя любимая сказка. Каждый раз, когда
я перечитываю сказку, я открываю что-то новое для себя. После изучения сказки
на уроках литературы в 5 классе, меня заинтересовала тема семейных отношений в сказке. Чтобы проследить
семейные отношения и традиции в сказке, я обращаюсь к «Библии» и «Домострою».
«Библия» - это религиозная философская книга.
«Домострой» - это поучения, строгость, советы.
Сказка – развлекательный, небольшой, интересный сюжет.
Во всех трёх книгах главным приоритетом является
нравственность. А с точки зрения семейных отношений во всех этих книгах добро
побеждает зло.
Интересно было узнать, какое определение словам «семья»,
«отношения», «традиция» дают различные источники, из которых я сделал выборку
(см. Приложение № 1).
В структуре семьи «Библия» (см. Приложение № 2)
определяет положение каждого из супругов, где муж занимает главенствующее
положение: «Жена да убоится своего мужа» (Ефесянам, 5:33).
Однако в «Библии» приводятся строки и о том, как муж
должен обращаться со своей женой: «Мужья, любите своих жён и не будьте к ним
суровы» (Колоссянам, 3:19), «Мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с
немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…»
(Первое Послание Петра, 3:7), «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за неё»
(Ефесянам, 5:25-29).
Законным признаётся церковный брак, как один из семи
таинств.
Авторитет главы семьи подчеркивается тем, что муж, отец
занимал главное место за столом, и первым начинал трапезу. Мужчина оставался
главной фигурой, наделённой властью, жена находилась в подчинении.
Согласно священной книге члены семьи должны пребывать в
единомыслии, любви к Богу, друг к другу и своим ближним (Первое Послание к
Тимофею, 5-8, от Матфея, 22:37-39).
Дети же должны почитать своих родителей. Православие
считает уважение родителей основным качеством ребёнка: «Дети, повинуйтесь своим
родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца своего и
мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь
долголетен на земле» (Ефесянам, 6, 1-3).
Почитание родителей считалось «ручательством здоровой,
долгой и счастливой жизни».
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя», - наставлял
Христос, подразумевая под ближним не только родных и друзей, но и тех, кто
просто встречается на твоем пути и нуждается в помощи. (От Матфея,22-39)
Сын Божий говорил: «Проявляйте милосердие… Как вы хотите,
чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (От Матфея,23-12)
Жалость христианство считает тождественным любви.
Проявивший жалость достоин помощи.
Создание и сохранение семьи было обязательным для наших
предков, поэтому женитьба – важный момент в жизни человека. В далеком прошлом
даже существовал запрет на холостяцкую жизнь.
«Жениться – с людьми расплатиться», - говорили наши
предки, то есть выполнить свою обязанность.
Семья связывает наше настоящее с прошлым и будущим.
Считалось противоестественным не иметь семьи, не иметь «ни роду, ни
племени". К неженатому человеку относились с презрением и недоверием,
взимали штрафы. Женитьба была делом всего рода, а не только жениха и невесты. А
свадьба являлась своеобразным экзаменом для обеих семей (как воспитали, чему
научили). (Жирнова Г. В. «Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем»)
Семья в православии – это одновременно спасительный
ковчег и подвиг крестоношения. Именно через семью человек угождает Богу и
расширяет свое бытиё. Семья дана Богом человеку для помощи.
В средние века нормы брачно-семейных отношений были
прописаны в сборнике постановлений церковного Собора 1551 года – в «Стоглаве»
(см. Приложение № 3), который закреплял
власть мужа над женой и отца над детьми. В середине 50-х годов XVI века
появляется документ «Домострой» (см. Приложение № 4). При всём своём стремлении дать
христианскую норму семейной жизни, «Домострой» не являлся нормативным
документом в буквальном смысле слова, он стоял ближе к жанру поучений.
Я изучил главу «Об организации семьи» и вот что узнал.
Обязанность главы семьи («государя») по «Домострою»
– забота о благосостоянии дома и воспитание членов семьи. Призывая родителей
любить и беречь своих детей, «Домострой» в то же время обязывает их «и страхом
спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». «Наказывай детей в юности -
упокоят тебя в старости твоей».
Жена является регулятором эмоциональных отношений в
семье. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в
детстве и юности и забота о них в старости.
Статус женатого человека в «Домострое» выше, чем статус
холостого. Самое страшное наказание (вслед за Божьим судом) – «от людей смех и
осуждение».
Вряд ли сегодня утратили своё значение советы: «…не
лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, на чужое не посягать, к старшим
быть уважительным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и
милостивым» (глава 25).
«Домострой» осуждает пьянство, воровство, грубость и
жестокость, распущенность, пренебрежение сыновьим долгом: «кто насмехается над
отцом и укоряет старость матери – пусть склюют его вороны» (глава 22).
Таким образом, прочитав
основные книги по семейным отношениям («Библию» и «Домострой»), я прихожу к
выводу, что семейные отношения и традиции, заложенные православием и «Домостроем»,
перекликаются. Это даёт возможность выделить следующие семейные традиции:
Жить по заповедям Господним, по отеческому преданию и по
христианскому закону.
Просить благословения родителей.
Почитать родителей и повиноваться им.
Жене подчиняться мужу.
Уважать старших.
Благоразумно обращаться с женой.
Любить близких своих.
Жена должна быть хорошей хозяйкой, рукодельницей,
внимательной к своему мужу.
Слушаться старших.
Любить людей и любое Божье творение на земле.
Помогать всем, кто нуждается в помощи.
Быть воспитанным в общении и поведении.
Жене спрашивать мужа, советоваться с ним.
Сохранять семью.
Зная семейные отношения и традиции, я решил перечитать
сказку «Царевна-лягушка» и проанализировать её. Вот что у меня получилось.
Цель этого анализа
– как в сказке «Царевна-лягушка» отражены взгляды русского народа на семью.
№ п/п
|
Традиция
|
Эпизод из сказки
|
1
|
Женитьба
|
1. «Как стали сыновья на возрасте, собрал их отец и
сказал: «Вот что, сынки, пора вам жениться».
2. Традиционная форма полного имени героя (Иван) характеризует
его совершеннолетие.
|
2
|
Повиновение родителям
|
«Возьмите каждый по стреле, выходите в чисто поле,
натяните туже луки и стреляйте в разные стороны. Куда чья стрела упадёт, там
и ищите себе жену».
Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы. А когда
нашёл – хотел бежать и отступиться от своей находки. Подумал-подумал и взял
лягушку-квакушку.
Приказы отца (испечь каравай, соткать ковёр, явиться на
пир). Иван печалится, но повинуется.
Царь сказал: «Бери квакушу в жёны – ничего не
поделаешь».
Василиса Премудрая ослушалась отца (Кощея Бессмертного)
– уродилась хитрей-мудрей отца своего.
|
3
|
Уважение к старшим
|
Братья смеялись
над Иваном, когда он лягушку принёс и пришёл на пир один.
Все три подарка царь принимал сначала от старшего,
среднего сына, а потом только – от Ивана.
Встреча со старичком, с Бабой-Ягой.
|
4
|
Правила поведения и общения
|
«Здравствуй, дедушка! (встреча со старичком). Встреча с
Бабой-Ягой. Иван вежлив со всеми: с братьями, со старичком, с Бабой-Ягой.
Речь лягушки: «Возьми, Иван-царевич, меня замуж, жалеть
не будешь» (говорит ласково, негромко, нежно. В ее словах слышится внимание к
человеку, спокойствие, мудрость, доброта. Возможно что Иван – Царевич угадал
в ней Василису Премудрую, ведь речь является важнейшей характеристикой
человека.
|
5
|
Обращение к Богу
|
«Молись Богу да ложись-ка лучше спать-почивать, утро
вечера мудренее!».
|
6
|
Любовь к ближним (жалость)
|
Иван пожалел медведя, зайца, щуку, селезня, - не стал
их убивать, хотя это было нелегко, потому что Ивану пришлось терпеть голод в
течение трёх дней.
Волшебство Василисы Премудрой на пиру удалось от
вспыхнувшей жалости к тем лебедям, которых ели гости за столами, от её
великой любви ко всему живому (не случайно же она впоследствии превращается в
лебедя белого).
|
7
|
Знание обычаев гостеприимства
|
Баба-Яга начинает уважать Ивана за его смелость, знание
обычаев гостеприимства («ты бы меня, Баба-Яга, прежде напоила, накормила, в
бане выпарила, тогда бы и спрашивала»).
|
8
|
Женщина – хранительница очага
|
Василиса Премудрая была не только красивая и мудрая, но
и хорошая, удивительная хозяйка. Сама выполняла любую работу, рукодельничала.
Заботилась о муже, была нежна и внимательна к мужу, замечала кручину («Что
опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чём
запечалился?»)
Василиса – это образ идеальной жены.
|
9
|
Слушать советы старших
|
«Зачем же ты лягушачью кожу спалил? Не ты её надел, не
тебе её и снимать было! – говорит дедушка. (счастье Ивана закончилось –
нельзя идти против судьбы)
|
10
|
Советоваться жене с мужем, а мужу с женой
|
Иван-царевич делает страшную ошибку, сжигая лягушачью
кожу. Он поступил необдуманно, эгоистично. В семье эгоистом быть нельзя. В
любом деле нужно разобраться не торопясь, посоветоваться.
|
11
|
Бережное отношение к хлебу
|
Братья заворачивали хлеба в полотенца.
|
12
|
Сохранение семьи
|
Иван пошёл искать Василису Премудрую. Вернуть счастье
тяжело, нужно много трудиться, добиваться. Он искупил свою вину, и Василиса
Премудрая остаётся с ним: «Ну, Иван-царевич,
сумел ты меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду!».
|
13
|
Благословение отца
|
«И стали они жить дружно, в любви и согласии». Почему
Иван, женившись на лягушке, всё-таки находит своё счастье? Да потому что царь
благословил Ивана на брак. Значит, этот брак будет счастливым и долгим.
|
Вывод.
Анализ сказки показал, что семья – это одна из основных
ценностей человеческой жизни. С повествования о семье начинается любая сказка,
как правило, в конце сказки говорится о создании новой семьи, построенной в
соответствии с христианскими нормами. Хотя в сказке повествуется о появлении
трёх молодых семей, основное же внимание уделяется семье Ивана-царевича и
Василисы Премудрой. Эту семью можно назвать примером семейного уклада. Счастье
нашло героев сказки потому, что они женились по отцовскому благословению, были
добры и милосердны к окружающим, были смелы и терпеливы, не отчаивались в
трудную минуту.
Таким образом, в сказке «Царевна-лягушка» сохранены
поучительные и нравственные народные
представления о жизни, семейные традиции и отношения, народное мировоззрение о
том, что семья – начало и конец всего, некая устойчивая основа.
Гипотеза моя подтвердилась.
Для полноты своего исследования мне захотелось провести
анкетирование учащихся 5-7-х классов, чтобы выявить семейные традиции и
отношения в современной семье.
Всего было опрошено 110 человек.
Были предложены следующие вопросы:
Что такое семейные традиции?
Какие традиции есть в вашей семье?
Кто главный в семье?
Придерживаетесь ли вы следующих правил?
а) почитаете ли вы своих родителей?
б) повинуетесь ли вы своим родителям?
в) уважаете ли вы старших?
г) помогаете ли тем, кто нуждается в помощи?
Проведя анкетирование в 5-7-х классах, я пришёл к выводу,
что 53% детей не знают, что такое семейные традиции и затрудняются назвать,
какие традиции есть в их семьях. Это говорит о том, что из семейных традиций
остались только праздники (64%). В большинстве семей царит матриархат (40%) –
главной является мама. Роль папы отводится на второй план, хотя в 5 Б, 6 А и 6
Б классах главным в семье всё-таки является папа (38%). Старших уважают 76% учащихся, почитают
родителей все и практически слушаются все (75%), большинство учащихся помогает
тем, кто нуждается в помощи (71%).
Получается то, что нам передали наши предки, не
сохраняется. И мы уже мало что сможем оставить будущему поколению. Я думаю,
причина в том, что дети и взрослые не читают сказки, не рассказывают их, не
обращаются к «Библии». А ведь именно в этих книгах заложены семейные традиции и
отношения русского народа. Раньше правила поведения людей, их взаимоотношения с
другими людьми передавались детям разными способами, в частности, они узнавали
о них, слушая сказки
Я считаю, что мы должны знать семейные традиции, следовать им, придерживаться их
потому что когда в семье царят отношения любви, искренности и доверия, тогда
чувствуется, как хорошо жить на свете, какое счастье любить и быть любимым,
иметь верных друзей, как приятно быть просто порядочным человеком.
На основе исследованного материала на
предмет семейных отношений русского народа прихожу к следующим выводам:
1. Семейные традиции, заложенные православием, дают
основную модель семьи, где муж является её главой, жена должна быть покорна
супругу, а дети – почитать своих родителей.
В «Домострое» заложены нормы семейной жизни в виде
поучений, но только более строже, чем в «Библии», где во главе стоит муж, а
жена ему подчиняется, дети же любят родителей и заботятся о них в старости.
2. В русских народных сказках семейные отношения между
мужем и женой, между родителями и детьми подчиняются нормам православной
морали. И пусть сказка – это всего лишь развлекательный жанр, но именно сказка
является выразителем православных традиций: брак заключается только один раз и
на всю жизнь, семья – дар, которым нужно дорожить и который необходимо
оберегать, муж выше жены, жена находится в подчинении у мужа, дети должны
подчиняться воле родителей. Если же происходит нарушение установленной Богом
иерархии, то она всегда восстанавливается, то есть добро всегда побеждает зло.
В современной же
семье те традиции и нормы, столетиями определяющие уклад семейной жизни,
постепенно теряют свою актуальность. По образу жизни мы всё более приближаемся
к типу западных семей, ориентированных на равноправие. В итоге это привело к
тому, что женщина, а не мужчина является сегодня главой семьи.
Семейные традиции и отношения вытесняются из жизни народа
телевизором, компьютером, мобильными телефонами, Интернетом. Но остаётся
сказка. Именно сказка может стать методом воспитания нравственных качеств:
доброты, послушания, дружбы, отзывчивости.
И, как сказала Зуева Т.В. – доктор филологических наук:
«Дар слова является величайшим даром Божиим человеку. Благодаря этому дару мы
отличаемся от животных и уподоблены Богу. Бог имеет Своё Слово. Слово Божие
послано было нам во имя нашего спасения как вочеловечившийся Искупитель. Высшая,
божественная цель слова человеческого та же самая: наставление и спасение
людей. И этой цели, насколько могут, служили и продолжают служить русские
народные сказки Святой Руси».
Список литературы
Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета.
– Российское библейское общество. – М., 2001.
Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и
настоящем.- Москва, 1980.
Памятники литературы Древней Руси: середина XVI века.
Домострой. – Москва, 1985
Русские народные сказки.- Москва, 1985
Pravoslavie.ssau.ru
Зуева Т. В. Святая Русь в волшебных сказках // Литература в школе. 2008, №8
Приложение №1
Семья – это
- группа живущих вместе родственников (муж, жена,
родители с детьми). (С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)
- совокупность лиц, связанных между собой узами родства
или брака. (Ф.Брокгауз, И. Ефрон. Энциклопедический словарь)
- совокупность близких родственников, живущих вместе. (В.
Даль. Толковый словарь живого великорусского языка)
- основанная на браке или кровном родстве, члены которой
связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
(Большая советская энциклопедия)
Традиция – это
- то, что перешло от одного поколения к другому, что
унаследовано от предшествующих поколений; установившийся порядок в поведении, в
быту. (С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)
- предание священное. (Ф. Брокгауз, И. Ефрон.
Энциклопедический словарь)
- (от лат. Tradition- передача, преданье) – элементы социального и
культурного наследия, передающиеся от поколения в поколение и сохраняющиеся в
определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного
времени, охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные
ценности). (Большая советская энциклопедия)
Приложение №2
Библия
– это Священное Писание, собрание основных религиозных книг евреев христиан.
Состоит из двух главных отделов: книг Старого Завета и Нового Завета
Приложение №3
Стоглав – это сборник, содержащий описание деяний и
постановления собора 1551 («Стоглавого»), созванного в виду того, что священные
обычаи «поисшатались» . (Ф. Брокгауз, И. Ефрон. Энциклопедический словарь)
Приложение №4
Домострой (полное название – Книга, называемая
«Домострой») - анонимный памятник русской литературы ХV века, являющийся сборником правил,
советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая
общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен
в редакции середины ХVI
века на старославянском языке приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым
языком, с частым использованием пословиц и поговорок. «Домострой» состоит из 64
глав, сгруппированным по следующим основным направлениям: О строении духовном
(Как веровати), О строении мирском (Как царя чтити), Об организации семьи (Как
жить с женами и с детьми и с домочадцами), Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном), Кулинарная
группа, Послание и наказание от отца к сыну.
|